Башня была построена неизвестным архитектором в 1721 году по воле Никиты и сына его Демидовых. Назначение этого сооружения до сих пор вызывают споры среди архитекторов и историков. Если рассматривать его чисто с практической стороны (а именно эта черта была у Демидовых развита более сильно), то наличие архива завода, пробирной мастерской, тюрьмы для штрафников, кабинета самого шефа и комнаты гостей и куранты – слишком помпезно и необычно. Башни того времени носили характер более оборонных сооружений, нежели канцелярских, деловых. Если это желание доказать всем свое превосходство, то не понятно, зачем тратить более 4 000 рублей золотом (огромные по тем временам деньги), не считая стоимости оборудования английского часового механизма, который, кстати, стоил дороже самого сооружения – 5 000 рублей. Тем не менее, вот она стоит уже 289 лет, наклонив саркастически голову над земной суетой.
Надо сказать, что строилась она на подпяточных кирпичах. Изготавливались деревянные формы, забивались смесью глины, извести и яичного белка и…крестьяне пятками ног трамбовали эту смесь и, отжигали в печи. Затем десятник приказывал поднимать все эти кирпичи на деревянную 12 метровую вышку и бросать их «оземь», те кирпичи, что оставались целыми, шли на кладку. Найденные у печи кирпичи имеют отпечатки даже лап собак и кошек, видимо, бегающих по мастерской в то время, пока кирпичи ожидали отжига.
Кирпич такой, если по нему постучать костяшкой пальца, издавал звенящий звук фарфора, чего нельзя сказать о современном кирпиче.
Я был поражен тем, что за 200 лет до создания железобетона, архитектор впервые взял за основу принцип работы арматуры на сжатие и растяжение. Весь каркас башни крепится при помощи поперечных железочугунных стержней. При нагрузках чугун принимает на себя деформации на сжатие, а стальная часть стержня принимает на себя нагрузки на растяжение.
Гениально! Подобная схема издалека напоминает алгоритм обеспечения несущей способности останкинской теле башни, которая обеспечивается внутренними стальными тросами.
Снаружи стен проходящие стержни раскреплены кованными чугунными стяжами.
На шатре установлен флигель с флагом и изображением герба рода Демидовых, а венчает все сооружение шар в виде солнца. При реставрации на нем насчитали более 100 отметин от попадания молний.
И тут вновь восторг от гениальности инженерной мысли! Задолго до первой теории молниезащиты, через этот шар, чугунный каркас башни, подвальную раму в землю происходило молниеотведение!!! Задолго до теории заземления контуром.
Высота башни 57, 5 метров, что по тем временам на долгие годы обрекло её на самый высокий громоотвод в старинном городе Невьянске.
Сам город был основан в 1700 году указом Петра 1, а затем величайшим повиновением передан в руководство тульскому мастеру Никите Демидову.
Три полотна с его изображением хранятся в Москве, Туле и в Невьянске. Какое из них является подлинным – никто не знает, но харизмы у него, судя по изображениям, было предостаточно.
Долгое время к башне не было подхода, потому, что стояла она на территории старого железоделательного завода, в 40х годах по наше время завод выпускал оборонную продукцию и был режимным предприятием. Сегодня башню вынесли с территории, отреставрировали, но сам завод – умер, а она - как новенькая.
Если войти с главного входа внутрь чугунно литого крыльца, можно руками, трепетно потрогать эту вековую фактуру и услышать, как в ней живет вибрация времени.
К слову сказать, перила, не что иное, как первый опыт художественного чугунного литья в России.
Слева от главного входа имеется секретная дверь с узким тупиковым лазом в святая-святых, пробирную комнату. Проход выполнен в толще двухметровой стены и идти по нему волнительно и жутковато.
Что-то общее с тайными коридорами египетских гробниц навевает он.
На втором этаже находятся бытовые помещения, выше кабинет самого.
А если подняться еще выше по винтовой лестнице,
То можно попасть в одно из удивительнейших помещений этого сгустка тайн и легенд – слуховую комнату. Если встать в разные концы её и шепнуть слово, то оно просто «опускается сверху» на слушающего. То же самое и наоборот. Акинфий Никитич в эту комнату помещал гостей и тайно подслушивал все их разговоры за ширмой в другом конце комнаты. Свод комнаты выложен так, что передает звук, практически без шумовых помех и искажений. Мы с Таней пробовали и были удивлены необыкновенно. Сколько же страшных тайн слышали эти своды и коридоры?
На самом верху находятся английские часы с барабанным механизмом. Они до сих пор работают и за все время эксплуатации их ремонтировали всего три раза. Свыше 20 английских мелодий передаются через колокола по округе…и 3 русских.
За барабаном на заднем плане видна обратная сторона циферблата, стоя здесь я ощущал изнанку времени. Это было странное чувство!
Башня отклонена от своей оси на расстояние около 2х метров. При начале строительства плывун под фундаментом башни начал осыпаться и она наклонилась. Какое то время строительство остановили, но затем, постепенно выправляя кладку и по упрямому настоянию Заказчика, все же вывели под флигель. Наклон так и остался. При всей наклонности конструкции флигель крутится во все стороны света, что и доказывает версию преднамеренного наклонного строительства сооружения.
Есть легенда, что по завершению строительства Акинфий вместе с архитектором башни поднялся на смотровую площадку на самом верху. «А сможешь еще такую же башню построить?», спросил он его. «Смогу, батюшка! Даже еще краше смогу!». После этих слов Демидов сбросил архитектора с башни, дабы не было подобного сооружения больше. До сих пор нигде нет никаких документов по архитектору, одно достоверно известно – это был Европейский гениальный строитель, установлено по подчерку строения.
В 60-х годах, ученые провели лабораторные исследования основания башни, что бы проверить легенду в которой сказан, что должников Акинфий Демидов замуровывал заживо в кладку. Легенда эта не подтвердилась, НО…
…аномалии электрического поля показали систему подземных галерей, тянущуюся между усадьбой Демидовых, башней и железоделательным заводом.
В «Каменном поясе» описана страшная трагедия, когда рабочих заковывали в кандалы к стенам подвала башни, и они круглосуточно чеканили серебряные и золотые монеты. Узнав про то, что Демидов тайно скрывает у себя каторжан, Елизавета Петровна направила ревизора. Пока тот двигался в сторону Уральских гор, Акинфий уже знал о ревизии и, открыв шлюзы Невьянского пруда у основания башни – затопил подвалы вместе с каторжниками.
В середине 70х годов удалось откачать воду и освободить от ила одно из многих помещений подвала, где были обнаружены кольца в стенах, а рядом кости каторжан.
Сегодня эти шлюзы выглядят так:
Много рассказов-легенд подтверждают авантюристический характер хозяина башни. Однажды, играя в карты с князем Вяземским, Демидов продул всю наличность. Попросил подождать, спустился в подвал башни и принес полную шапку золотых червонцев. Князь далее в отчете утверждал, что они были еще теплыми. Значит, чеканились только что. В наше время спектральный анализ сажи из каналов башни установил высокий процент серебра и железа. А Елизавета Петровна не раз была поражена Демидовскими выходками. Однажды по приглашению царицы Акинфий приехал в Петербург на прием с послами Европейских государств. Предварительно принес подарок царице – скатерть грубой текстуры, словно из крестьянской избы. Царица возмутилась. Тогда Демидов сбросил с царского стола всю утварь, застелил его скатертью и вылил на неё красное вино (что считалось дурным знаком). Затем кинул скатерть в камин и достал её, стряхнул пепел. Скатерть была чиста и не обожжена. Так Европе было презентовано асбестовое полотно.
В другой раз Демидов катал царицу среди лета в санях, по соляному покрову, чем вызвал её восторг.
Вот и стоит творение его до сих пор, насмешливо кидая свою статную тень на умерший завод.
13.05.10г.