Поинтересовалась на днях у дочери, что они проходят по литературе. Сказала, что Гоголя, "Мертвые души". - Да? - удивилась я. - а почему я не вижу, что ты его читаешь? - А я его читаю в туалете. Если бы слышал это Гоголь, он бы в гробу перевернулся! - Это же великая комедия масок! - пыталась вразумить я. - Это же гениальная афера! Прищуренные лисьи глаза дочери посмотрели скептически на меня, как на умолишенную: - И чего в ней удивительного, мама? Сейчас каждый второй торгует воздухом! Называется - бизнес.
А я с тоской подумала: может, и правда, времена меняются, исчезает актуальность классики?... Может, и правда, пора проходить по литературе других авторов и иные произведения?...
Может, и правда, пора проходить по литературе других авторов и иные произведения?...
Задумалась над твоими совами...Сейчас читаю с 9-классниками Фета...Как его убрать???
А потом будет Горьковская "Песня о Соколе". Я, конечно, не буду говорить о революционной подоплеке произведения, но 100 раз повторю, что Человеку надо Летать, поднимаясь над скверной жизни, над....много еще над чем, к сожалению.... Особенно моим ученикам...
Видимо, читая классику, следует трактовать ее не только традиционно, но и вносить свои нравственные коррективы, заставлять мыслить самих детей, не давать готовых решений, а ставить акценты прямо на уроке в процессе работы... Тогда и в отношении "торговцев воздухом" появится не равнодушие, а негативизм.
"Почему считается, что классика бессмертна, если она не нужна подавляющему большинству представителей поколения моего сына?" Arven
А капля камень точит...Пройдет период юношеского негативизма и всеотрицания, так, возможно, некоторые из нынешних 11-классников и перечитают классиков, и найдут в них "изюминку".
Что касается конкретно моего сына, то у него замечательная, тонкая, умная, но старая и усталая учительница литературы...А "разбудить" душу ученика на литературе, чтобы она активно участвовал в уроке-это титанический труд
Дата: Воскресенье, 24.01.2010, 08:27 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные
Известно, что «классики — это вечные современники». Относиться к классической литературе можно по-разному, но она никогда не теряет своей актуальности. Каждое новое поколение привносит своё видение классического произведения, всегда живое, не застывшее, не оставшееся где-то в далеком прошлом.
Примером служат сочинения учащихся по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Тема: «Актуальны ли проблемы уездного города N?» Вот как в своём сочинении эту актуальность раскрыл Андрей Гавриленко:
Какой скверный городишко!Город N… Город без названия. Его нет ни на одной карте. Но если присмотреться повнимательнее, то увидишь таких много. Гоголь специально не дал названия своему городу, потому что хотел, чтобы каждый читатель мог увидеть в этом городе черты своего родного…
А знаете, мне иногда кажется, что мы все живем в этом городе N… Слушая новости, присутствуя при разговорах взрослых, родителей, обращая внимание на то, о чем говорят люди, стоя в очереди в кассу, я понимаю, что прошло много лет, а проблемы остались… И можно говорить о маленьком городке, а можно проводить аналогию со всей страной… Как вам будет угодно.
Оглянитесь вокруг – беспорядок, никто и не думает о благоустройстве. А Гоголь пишет: «Да разметать наскоро старый забор и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планирование... Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя". Вспоминаем реконструкции Омельченко на Крещатике. Как актуально звучат слова: "Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах... " И так хочется добавить: «...я же больше беспокоюсь о своих бабушках».
«Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору». Проблема вывоза мусора и загрязненность в городах ни для кого не секрет. «Что это за скверный город!.. черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!»
«Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена!…» А теперь вспомните разборки в нашем парламенте, вспомните о том, как мер Черновецкий пнул ногой Луценко, а последний скандал с участием Шуфрича и того же Луценко. И самое главное, никто ни на кого не в обиде! Милые бранятся — только страну развлекают. Шоу для того и создаётся.
«Арестантам не выдавали провизии!» В полиции (милиции) процветает пьянство, грубость. Все знают, какие проблемы сейчас испытывает медицина. На одного больного в государственной больнице выделяется ...3 грн! Вспомним Гоголя «... у нас лечат натурально: никаких лекарств...»
Простите, если прозвучало жестоко. Но ведь за такие деньги действительно можно «поменять только чистые колпаки». Значение слова «коррупция» знают все, а дети пишут без ошибки, так часто оно употребляется. Последние статистические данные говорят о том, что большинство жителей нашей страны считают «взяточничество» нормальным делом. Помните у Гоголя: «Нет человека, который бы за собой не имел какого-нибудь греха». От стыда Фемида закрыла глаза.
Похоже, что времена меняются, а вот нравы чиновников остаются без изменений.
Проблема города воспринимается ими только тогда, когда надо устроить показуху, пустить пыль в глаза приезжим важным гости. Когда надо доказать, что деньги, которые давали на благоустройство города и улучшение жизни горожан, были потрачены по назначению, а не на личные нужды и прихоти…
«Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась». Очень актуально! Вспоминаются обманутые инвесторы Элита-Центра и дачи в Конча-Заспе...
А как мы любим слушать всяких «вертопрахов», которые «ни то ни сё»... Которые проговариваются: «Что же я вру...» Но ведь слушаем же и верим!
Особенно любим, у кого имидж «сильного». Всё ждём тех, кто скажет: «О, я шутить не люблю... Я им всем задам острастку. Меня сам Государственный совет боится...» «Я сам... Я везде, везде». Переведите на язык современной рекламы: узнаёте наших политиков? «Сосульку принимаем за важного человека!»
А самое главное, что ждём приезда «настоящего ревизора», который за нас сделает нашу работу. А пока ворчим, негодуем, высказываемся (имеем собственное мнение) о том, как плохо живём.
«Над чем смеётесь, господа? Над собою смеетесь!.. Эх, вы!»
О, Гоголь — ты бессмертный! И твой «Ревизор» — актуальный, к сожалению!
Дата: Воскресенье, 11.04.2010, 22:40 | Сообщение # 6
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
Очень выговориться хочется... Сегодня доча учила заданное по литературе стихотворение Некрасова "Памяти Добролюбова" Помните это обязательное для всех и пафосное?
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды, помышленья Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, И светлый рай, и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой, Но слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (дальше не буду продолжать)
И захотелось вдруг мне по-новому взглянуть на Добролюбова, а заодно и просвятить свою дочь, кто же это был за человек - Добролюбов? Аскет, фанатично любящий Родину и посвятивший всю свою жизнь ей? Талант, коих свет не видел?... Очень заинтриговал меня Некрасов, и я полезла в Википедию!
Оказывается, Добролюбов - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ... Прожил всего 25 лет (как, однако, умеют искажать возраст портреты!), умер от туберкулеза. И еще... (копирую дословно)
"Светлой памяти Николая Добролюбова» Некрасов посвятил следующие строчки (в них очевидна мифологизация образа героя, например, вводится характерная идея аскезы и отвержения мирской любви во имя любви к родине, в то время как реальный Добролюбов отнюдь не «хранил чистоту» и три года, в 1856—1859 гг., жил с «падшей женщиной» Терезой Карловной Грюнвальд, которой посвящал стихи)"
зачем же делать такой вывод, что глубина классики для большинства недоступна. Скорее у большинства людей нашей страны нет возможности прикоснуться к прекрасному. Есть столичные центры искусства и есть далекие уголки, из которых это сделать тяжело...
ну потому что это так. язык другой, жизнь другая, темпы другие, потоки информации другие. мы читаем классику и нам это скучно, а почему? потому что не чувствум ее глубины, потому что там думать надо, в классике нет "смеха за кадром", там между строк надо уметь читать, чтобы увидеть то, что хочет сказать автор. а про возможности...ой. как говорится, было бы желание, возможности найдутся. не могу найти уголка из которого тяжело прикоснуться к классике. помоги?! классические произведения даже в зековских библиотеках есть, читай нехочу..
Статья: <Караван Историй>, июнь 2000 "Эльзочка, - сказала Лиля сестре, - не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен".
Эта статья может дать ответы на некоторые вопросы, которые обсуждаются совершенно в другой теме, но , наверное, связанные , как, впрчем, многое в нашей жизни....
Этот разговор произошел летом 1918 года на даче Бриков в Левашове. Эльза Каган наведалась туда проститься со старшей сестрой перед отъездом в Европу. В саду она обнаружила Осипа Брика, его жену Лилю и Владимира Маяковского, сидевшего у ее ног - тихого, счастливого, совсем не похожего на себя.
"Да, мы теперь решили навсегда поселиться втроем", - деловито подтвердил Осип Брик. Бедная Эльза решила, что все происходящее - очередной футуристический эпатаж. Однако сильнее недоумения было острое чувство горечи: она все еще любила этого долговязого трубогласного Маяковского.
...Именно Эльза три года назад притащила его, своего давнего ухажера, в петроградскую квартиру Бриков. Маяковский только что закончил поэму "Облако в штанах" и, готовый читать свои произведения когда угодно и где угодно, самоуверенно расположившись в проеме двери, раскрыл тетрадь... "Мы подняли головы, - вспоминала Лиля Юрьевна, - и до конца вечера не спускали глаз с невиданного чуда". Эльза торжествовала: ее друга приняли всерьез! Жаль, она не обратила внимания, какими глазами Маяковский смотрел на хозяйку дома. Дальше произошло нечто совсем уж странное. Закончив чтение, Маяковский, словно сомнамбула, приблизился к Лиле и, раскрыв на первой странице тетрадь с текстом, спросил: "Можно я посвящу это вам?" Под перекрестными взглядами сестер - восхищенным Лилиным и недоуменно-отчаянным Эльзиным - он вывел над заглавием поэмы: "Лиле Юрьевне Брик". В тот же день Маяковский восторженно выкрикивал своему другу Корнею Чуковскому, что встретил ту самую, неповторимую, единственную....
Лиля же отнюдь не была склонна к подобным гиперболам, поскольку отличалась чрезвычайной трезвостью характера. До поры до времени ей просто льстило внимание "гения", как они с Осей тут же окрестили нового поэта.
...26 февраля 1912 года, когда дочь юриста Юрия Александровича Кагана Лиля вышла замуж за недавнего выпускника юридического факультета Осипа Брика, у ее родителей просто гора свалилась с плеч. Для интеллигентных супругов, исправно посещавших литературные вечера и музыкальные салоны, старшая дочь была существом иной породы - странным и опасным. Едва девчонке исполнилось 13, как она поняла, что обладает безграничной властью над мужскими сердцами. Достаточно было Лиле бросить на выбранный ею объект свой горячий колдовской взор темно-карих глаз - и жертва начинала задыхаться от эротического угара. Однажды на Лилю, еще пребывавшую в нимфеточном возрасте, обратил внимание сам Шаляпин и пригласил в ложу на свой спектакль. А уж Федор Иванович знал толк в женщинах!
Родители с гордостью зачитывали гостям оригинальные сочинения старшей дочери, не подозревая, что литературным даром обладает вовсе не Лиля, а влюбленный в нее до беспамятства учитель словесности, писавший за нее эти опусы! Чтобы спасти репутацию семьи, мать в конце концов отправила Лилю к бабушке - в польский город Катовице. И что же? В нее влюбился родной дядя и потребовал у отца немедленно дать согласие на брак. Когда очередная любовная история юной Лили закончилась беременностью, ее в лучших традициях романов XIX века отправили в глушь - подальше от позора. Там был произведен то ли аборт, то ли искусственные роды.
Однако Осипа Брика, судя по всему, Лилино прошлое совершенно не смущало. Человек чрезвычайно умный и проницательный, он не мог не понимать: вряд ли из нее получится хорошая жена. К тому времени, когда на Лилю обрушилась любовь Маяковского, она уже давно успела потерять супружескую добродетель, о чем Осип прекрасно знал. К этой женщине его привязывало совсем другое. По собственному признанию Брика, его восхищала в ней безумная жажда жизни, он нуждался в ее редкой способности превращать будни в праздник. Кроме того, Осипа с Лилей объединяла и общая страсть: оба они увлеченно коллекционировали таланты, чувствуя в человеке Божий дар так же безошибочно, как хорошая гончая - нужный след.
В семье Бриков Осип первым увлекся Маяковским: стал ежедневно приглашать поэта в дом читать стихи, издавал за свой счет его книжки... При этом Осипа нисколько не смущало, что, приходя к ним, "гений" усаживался напротив его жены и, не сводя с нее страстного взора, повторял, что боготворит, обожает, не может без нее жить. Брик с восторгом слушал, как Владимир читал, обращаясь к Лиле: "Все равно любовь моя - тяжкая гиря, ведь висит на тебе, куда ни бежала б..."
...Итак, Лиля все рассчитала точно и не сомневалась, что найдет у Оси поддержку. Привязанность мужа к поэту проверена, с Маяковским ее и так уже давно связывали близкие отношения... Зачем же осложнять жизнь глупым романом на стороне, когда можно замечательно жить втроем? К чему, в самом деле, все эти нелепые буржуазные предрассудки? Совсем не дело рушить брак, когда люди так глубоко понимают друг друга. А супруги Брик действительно понимали друг друга. До самого конца. Их союз оборвется лишь в 1947 году, со смертью Осипа. Увы, с Маяковским у Лили такого взаимопонимания не получилось...
В 1919 году странное семейство перебралось в Москву - в маленькую комнатку в Полуэктовом переулке. На двери значилось (как отныне будет значиться на дверях всех их квартир до самой смерти поэта): "Брики. Маяковский". Это убогое пристанище поэт обессмертил в стихах: "Двенадцать квадратных аршин жилья. Четверо в помещении - Лиля, Ося, я и собака Щеник".
У Бриков и Маяковского, как и у большинства москвичей, - ни отопления, ни горячей воды, ближайший действующий туалет - на Ярославском вокзале. Но даже при нищенском быте Лиля всегда умела устроить праздник. В тесную комнатенку Маяковского-Бриков по вечерам набивалась масса друзей: Пастернак, Эйзенштейн, Малевич... Угощали чаще всего лишь хлебом и чаем, но была Лиля, ее сияющий взгляд, ее загадочная улыбка, ее бьющая через край энергия. И гости на время забывали о смутной страшной реальности, угрожающе притаившейся за окнами, напоминавшей о себе частыми выстрелами и смачной руганью революционных солдат.
...Об обожании Маяковским "Лилички" вскоре уже знала вся Москва. Однажды какой-то чиновник посмел пренебрежительно отозваться об "этой Брик", и Владимир Владимирович, развернувшись, от души влепил ему по физиономии: "Лиля Юрьевна - моя жена! Запомните это!" Власти запомнят это даже слишком хорошо...
Как-то Маяковский и Лиля встретили в кафе Ларису Рейснер. Уходя, Лиля забыла сумочку. Маяковский вернулся за ней, и Рейснер иронично заметила: "Теперь вы так и будете таскать эту сумочку всю жизнь". "Я, Лариса, могу эту сумочку в зубах носить. В любви обиды нет", - парировал Маяковский.
В отличие от поэта Лиля головы от любви не теряла. Например, она не поленилась переписать от руки "Флейту-позвоночник", разумеется со словами "Посвящается Лиле Брик", и заставила Маяковского сделать обложку и рисунки. Вскоре нашелся букинист, оценивший этот раритет, и несколько дней после удачной продажи в Полуэктовом переулке гостей потчевали роскошными по тем временам кушаньями. До поры до времени все шло хорошо, пока не грянул неминуемый взрыв...
Однажды сквозь тонкие перегородки их новой квартиры в Водопьяном переулке Осип услышал резкий голос возмущенной Лили: "Разве мы не договаривались, Володечка, что днем каждый из нас делает что ему заблагорассудится и только ночью мы все трое собираемся под общей крышей? По какому праву ты вмешиваешься в мою дневную жизнь?!" Маяковский молчал. "Так не может больше продолжаться! Мы расстаемся! На три месяца ровно. Пока ты не одумаешься. И чтобы ни звонить, ни писать, ни приходить!"
А ведь Осип предупреждал Володю, что такое может случиться. Он давно принял поставленные женой условия игры. Маяковский на словах тоже вроде бы их принял, но не ревновать не мои о романе Лили с высокопоставленным советским чиновником Александром Краснощековым судачили все кому не лень. Брик урезонивал Маяковского: "Лиля - стихия, с этим надо считаться. Нельзя остановить дождь или снег по своему желанию". Однако душеспасительные речи Оси действовали на Маяковского как красная тряпка на быка. Однажды после такого разговора вся обивка кресел клочьями валялась на полу, там же, где отломанные ножки.
Новый 1923 год Маяковский встретил в непривычном одиночестве в своей комнатке в Лубянском проезде, обычно служившей ему рабочим кабинетом. В полночь чокнулся со смеющейся Лилиной фотографией и, не зная, куда деться от тоски по Лиле, засел за поэму "Про это" - пронзительный крик о "смертельной любви поединке". Все вокруг конечно же знали, что Маяковский страдает оттого, что "Лиличка" его выгнала. Даже знакомый трактирщик сочувственно подмигивал ему и наливал водки в долг.
Лиля постоянно натыкалась на Маяковского то в подъезде, то на улице. На столе у нее как снежный ком росла кипа записок, писем и стихов, передаваемых через домработницу Аннушку. "Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, люблю, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь".
28 февраля того же 1923 года наконец закончился срок моратория. Маяковский, сбивая прохожих и не чуя под собой ног, мчался на вокзал. Там его ждала Лиля - они договорились в этот день ехать в Петроград. Он увидел ее издалека на ступеньках вагона - все такую же красивую, радостную. Схватив в охапку, потащил в вагон. Народу вокруг уйма, не протолкнуться. Поезд еще не успел тронуться, в вагоне было холодно. Маяковский прижал Лилю к тамбурному окну и, не обращая внимания на то, что пассажиры толкаются, наступают на ноги и ругаются, стал выкрикивать прямо ей в ухо свою новую поэму "Про это".
Лиля слушала как завороженная, ей было наплевать на испорченные новые ботики, на перепачканный рукав светлой шубки. Маяковский дочитал до конца и замолчал. На миг ей показалось, что она оглохла - так стало тихо. И вдруг тишину разорвали рыдания. Прислонившись лбом к оконному стеклу, он плакал. А она смеялась.
Лиля была счастлива... Она вновь испытывала это упоительное чувство - быть музой гения; чувство, которое ей не мог дать ни один любовный роман. Когда Осип услышал поэму, он воскликнул: "Я же говорил!" Пока Маяковский томился в своем "одиночном заключении" и писал, Брик часто повторял Лиле, ссылаясь на проверенный веками опыт: именно любовные терзания, а отнюдь не счастье дают толчок к созданию величайших произведений искусства. И Осип оказался прав: уже в июне поэма вышла с многозначительным авторским посвящением - "Ей и мне" и Лилиным портретом работы А. Родченко. Лиля сполна вкусила славы. Теперь ей уже трудно будет от нее отказаться.
Однако интимные отношения Лили и Маяковского неудержимо катились под гору. За Краснощековым следовали все новые и новые увлечения: Асаф Мессерер, Фернан Леже, Юрий Тынянов, Лев Кулешов. Для Лили крутить романы с близкими друзьями было так же естественно, как дышать. Приятное разнообразие в ее жизнь вносили и регулярные поездки в Европу. Кстати, ни у Бриков, ни у Маяковского никогда не возникало проблем с визой: теперь уже ни для кого не секрет, что у странной "семьи" имелись высокие покровители на Лубянке. В Лилиной гостиной едва ли не ежевечерне пили чай всесильный чекист Яков Агранов и Михаил Горб, крупный начальник из ОПТУ. Поговаривали, что Агранов, приставленный властями приглядывать за творческой интеллигенцией, входил в число Лилиных любовников. Сама Лиля Юрьевна никогда не подтверждала этого факта, но и не опровергала.
А Маяковский все чаще сбегал в Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, пытаясь найти за границей прибежище от оскорбительных для его "чувства-громады" Лилиных романов. В Париже жила сестра Лили Эльза (в первом замужестве Триоле), и там некоторое время Маяковский чувствовал себя лучше, чем где-либо. Кроме того, Эльза была ниточкой, хоть как-то связывающей его с Лилей. Стараясь отвлечься от терзавшей тоски, он заводил необязательные "романы и романчики", а Эльза пунктуально сообщала о них Лиле с комментарием: "Пустое. Не беспокойся". Повода для волнений и впрямь не было: ведь с каждой новой подружкой Маяковский непременно отправлялся за подарками "Лиличке" и по ее поручениям. А их обычно набиралось море. "Первый же день по приезде, - рапортовал Маяковский любимой, - посвятили твоим покупкам. Заказали тебе чемоданчик замечательный и купили шляпы. (...) Духи послал (но не литр, как ты просила, - этого мне не осилить) - флакон, если дойдет в целости, буду таковые высылать постепенно. Осилив вышеизложенное, займусь пижамками". И в конце - неизменное: "Ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит".
День приезда из-за границы домой, к Брикам, Маяковский обожал. Лиля как ребенок радовалась подаркам, бросалась к нему на шею, немедленно примеряла новые платья, бусы, жакетики и тут же тащила его в гости, в театр, в кафе. Надежды, что она - только его, а он - только ее, ненадолго оживали. Но уже на следующий день Маяковскому приходилось отводить глаза, чтобы не видеть, как Лиля затягивается общей сигаретой с новым поклонником, пожимает ему руку... Не выдержав зрелища очередной "коварной измены", Маяковский хватал пальто и, шумно хлопая дверью, уходил, по его выражению, "скитаться". Кстати, писал он в периоды "скитаний" как никогда много.
...Берлин 1926 года. В открытом кафе с живописным видом на город сидят свежая загоревшая на итальянском курорте Лиля Брик и явно перевозбужденный Владимир Маяковский. Он что-то рассказывает, бурно жестикулируя и явно оправдываясь. Маяковский только что вернулся из Америки и исповедался Лиле: в Нью-Йорке у него случился роман с русской эмигранткой Элли Джонс, и теперь она ждет от него ребенка! "Но ведь ты совершенно равнодушен к детям, Володечка!" - только и сказала в ответ на эту сногсшибательную новость Лиля, продолжая потягивать коктейль, на ее лице не дрогнул ни один мускул. Он вскочил, яростно отшвырнул бокал, оскорбленный ее равнодушием. Она же абсолютно спокойно продолжила: "Знаешь, Володя, пока тебя не было, я решила, что наши отношения пора прервать! По-моему, хватит!" Он лихорадочно пытался разгадать ее маневр: что это - месть за Элли и ребенка или продуманное решение? Может, и правда любовь давно ушла, остался лишь поединок самолюбий? "А ты стала еще красивее, Лиличка", - неожиданно вырвалось у него.
В эту ночь Маяковский написал Элли: он окончательно убедился, что никого, кроме Лили, не любил и никогда полюбить не сможет. Что касается ребенка, то, он, конечно, примет на себя все расходы...
Однако, следуя инстинкту самосохранения, Маяковский в конце концов начал делать попытки освободиться от Лилиной безграничной власти над ним. "Лиличка, кажется, наш Володя хочет семью, гнездо и выводок", - заметил однажды Осип. Лиля навела справки и не на шутку переполошилась: флирт Маяковского с хорошенькой библиотекаршей Натальей Брюханенко, на который она смотрела сквозь пальцы, явно грозил перерасти в нечто большее. В Ялту, где в тот момент отдыхала влюбленная пара, немедленно полетело отчаянное Лилино письмо: "Ужасно крепко тебя люблю. Пожалуйста, не женись всерьез, а то меня ВСЕ уверяют, что ты страшно влюблен и обязательно женишься!" Тон полудетский, кокетливый, просящий и одновременно уверенный - вся Лиля в этом письме, она по-прежнему не сомневается в своей неотразимости. Разумеется, ее в первую очередь беспокоит не то, что Маяковский женится, а то, что тем самым "предаст" ее в качестве музы, единственной и вечной любви великого поэта.
Примерно через две недели торжествующая Лиля показала Осе телеграмму от Маяковского, в которой он указал день и точное время своего приезда. На их условном языке это означало: он зовет ее. На вокзал Лиля пришла абсолютно уверенной в том, что никакая женщина никогда не займет ее места.
...Наташа вышла из вагона, и первое, что она увидела, - стоявшую на перроне веселую Лилю. Успев перехватить особенный, жадный взгляд Маяковского, обращенный к той, Наташа не стала дожидаться дальнейшего развития событий и немедленно обратилась в бегство. А он и не пытался ее догнать, уже потонув в бездонном море Лилиных черных глаз...
По дороге домой - а дом у них по-прежнему оставался общий - Лиля отчитывала Маяковского: "Захотел стать мещанским мужем, да? И нарожать детей? И перестать писать? И отрастить брюхо? И меня бросить, да?" Она внушала ему: любить ее - значит писать и оставаться поэтом. "Нарожай я ему детей, - скажет Лиля Юрьевна впоследствии, - на этом бы поэт Маяковский и закончился".
Лиля вряд ли могла предположить, что их любовный поединок и его поединок с жизнью закончится трагедией. Хотя все уже шло к неумолимой развязке...
Осенью 1928 года Маяковский неожиданно засобирался во Францию - якобы долечивать воспаление легких. Едва он уехал, Агранов или кто-то другой из "товарищей", посещавших дом Бриков, шепнул Лиле, что на самом деле поэт отправился в Ниццу, чтобы встретиться там с Элли Джонс и своей маленькой дочерью, тоже Элли. На Лубянке, разумеется, читали все письма, приходившие Маяковскому из-за границы.
"Вдруг останется там? А если женится на Джонс и сбежит в Америку?" - Лиля отчаянно искала выход. И нашла.
В Париже, куда Маяковский приехал из Ниццы, Эльза, надо полагать, по Лилиной просьбе, познакомила его с очаровательной 22-летней эмигранткой Татьяной Яковлевой, моделью Дома Шанель. Цель знакомства - подбросить Маяковскому барышню в его вкусе, чтобы он увлекся ею и позабыл о женитьбе. Впервые Лиля просчиталась: Маяковский влюбился в Татьяну, причем всерьез. (Кстати, связывать свою жизнь с Элли он никогда и не собирался.) Вернувшись в Москву, Маяковский метался как тигр в клетке и рвался назад, в Париж. Лиля, узнав от "друзей", какие телеграммы он отправляет Татьяне ("По тебе регулярно тоскую, а в последние дни даже не регулярно, а еще чаще"; "Тоскую по тебе совсем небывало"), не находила себе места от ревности. Раньше Маяковский так писал только Лиле.
В 1928 году вышло его стихотворение "Письмо товарищу Кострову о сущности любви", посвященное Яковлевой. Для Лили это означало крушение Вселенной. "Ты в первый раз меня предал", - до глубины уязвленная, драматически заявила она Маяковскому. И на сей раз холоден остался он...
НЭП заканчивался, на участившиеся аресты было все труднее смотреть как на случайность. Постепенно менялось и отношение властей к недавно еще обласканному Маяковскому: в Ленинграде с треском провалилась постановка "Бани", его итоговую выставку "20 лет работы" не посетило ни одно официальное лицо, хотя были приглашены все, включая Сталина. Маяковский крайне тяжело переживал опалу, и, пытаясь отвлечь его от грустных мыслей, Лиля чуть ли не ежедневно собирала друзей и заставляла Маяковского читать свои новые и старые вещи. Ей хотелось, чтобы он слышал овации и восторженные отзывы друзей. И в них не было недостатка: Мейерхольд, стоя перед поэтом на коленях, восклицал: "Гений! Мольер! Шекспир!" Маяковский ненадолго оживлялся.
И вот в один прекрасный момент на Лилю обрушились сразу два сообщения, каждое из которых было способно ее доконать. Первое - от самого Маяковского: позвав ее погулять по их любимым заснеженным переулкам, он сделал, возможно, самое трудное признание в своей жизни: "Все, Лиличка. Я твердо решил - женюсь на Татьяне и перевожу ее в Москву. Там жить не смогу, сама знаешь. Прости. Ведь мы давно ничего друг от друга не скрываем".
Через пару дней жена Агранова Валентина в задушевном разговоре с Лилей заметила, что Володя стал "плохо вести себя за границей", критиковать Россию... Похоже, он действительно хочет жениться на этой Яковлевой и собирается остаться в Париже, по другую сторону баррикад. Слушая Валентину, Лиля нервно курила одну сигарету за другой... Вряд ли она тогда отдавала себе отчет в том, что, играя на ее чувствах, Лубянка вершила свои дела отчасти и ее руками.
11 октября 1929 года у Бриков, как всегда, на огонек собрались друзья. Тут же мрачнее тучи сидел Маяковский. Вечерняя почта доставила письмо от Эльзы. Лиля "почему-то" решила зачитать его вслух. В письме сообщалось, что Татьяна Яковлева выходит замуж за какого-то виконта, венчание пройдет в церкви, как полагается, с флердоранжем, в белом платье... По мере приближения к концу письма Лилин голос звучал все менее и менее уверенно: сестра предусмотрительно просила ничего не говорить Володе, иначе он может устроить скандал и расстроить Татьянин брак. Лиля смущенно прочла это замечание вслух и запнулась: Маяковский молча поднялся из-за стола и вышел из комнаты.
Лиля не просто доставила себе невинное женское удовольствие угостить Маяковского "хорошей" новостью: ей было прекрасно известно, что на самом деле Яковлева в то время и не помышляла о замужестве- ведь виконт дю Плесси только-только начал ухаживать за Татьяной! Однако именно в октябре Эльза поспешила заверить Яковлеву, что Маяковский к ней в Париж точно не приедет, так как ему отказано в визе. Возможно, этим и объясняется то, что Яковлева неожиданно перестала ему писать (а может быть, ее письма просто перестали до него доходить). Он же слал и слал ей "молнии", полные горечи и недоумения: "Детка, пиши, пиши и пиши! Я ведь все равно не поверю, что ты на меня наплюнула".
Весной 1930 года Лиля с Осипом вдруг решили прокатиться в Берлин - как значится в официальных документах, "осматривать культурные ценности". Складывается впечатление, что эта совместная поездка - а супруги Брик уже много лет никуда вместе не ездили - была в первую очередь нужна не им, а кому-то еще. Похоже, что Бриков просто в нужное время "уехали" из Москвы. 15 апреля в одном из берлинских отелей их ждала вчерашняя телеграмма, подписанная Аграновым: "Сегодня утром Володя покончил с собой".
В Москве обезумевшую от горя Лилю ждал еще один удар: предсмертное письмо Маяковского (тоже почему-то написанное за два дня до смерти!): "Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо". Верная себе Лиля тут же позвонила Hope Полонской и попросила не приходить на похороны, чтобы "не отравлять своим присутствием последние минуты прощания с Володей его родным". Нора не пришла - в это время ее как раз вызвали к следователю...
На следующий день после похорон, 18 апреля 1930 года, Лиля попросила Нору зайти к ней. Актриса МХАТа Нора Полонская, жена Михаила Яншина, была последней любовницей Маяковского, с которой в свое время его свела сама Лиля, чтобы отвлечь от опасной соперницы Яковлевой. Нора чистосердечно рассказала Лиле и о романе с Маяковским, и о его последних днях.
...Стоило Лиле уехать, как Маяковский вдруг стал грубо требовать, чтобы Нора бросила Яншина и вышла за него замуж. Говорил, что ему невыносимо тяжело жить одному, что ему страшно. В тот роковой день, 14 апреля, он был почти невменяем. (Весной 1930 года депрессия Маяковского достигла пика, и он уже с трудом себя контролировал.) Видя его состояние, Нора пообещала после спектакля объясниться с мужем и переселиться к поэту в Лубянский проезд. Когда она ушла - раздался выстрел.
Всю свою долгую жизнь Лиля Юрьевна проклинала эту берлинскую поездку, повторяя, что если бы она была рядом, Маяковский остался бы жив. Она не сомневалась, что это было самоубийство.
Имя Вероники Полонской, упомянутое в предсмертном письме, забудется как случайное, а в истории рядом с именем великого поэта останется только она, Лиля Брик, его вечная любовь.
...23 июля 1930 года вышло правительственное постановление о наследниках Маяковского. Ими были признаны Лиля Брик, мать и две его сестры. Каждой из них полагалась пенсия в 300 рублей, по тем временам немалая. Лиля также получила и половину авторских прав, другую половину поделили родные Маяковского. Признав за Лилей Брик все эти права, власти, по сути, признали факт ее двоемужия...
а вот еще Маяковский..про Шаляпина, которого лишили звания "народный артист"
Парижские «Последние новости» пишут: "Шаляпин пожертвовал священнику Георгию Спасскому на русских безработных в Париже 5000 франков. 1000 отдана бывшему морскому агенту, капитану 1-го ранга Дмитриеву, 1000 роздана Спасским лицам, ему знакомым, по его усмотрению, и 3000 – владыке митрополиту Евлогию".
Вынув бумажник из-под хвостика фрака, добрейший Федор Иваныч Шаляпин на русских безработных пять тысяч франков бросил на дно поповской шляпы.
Ишь сердобольный, как заботится! Конешно, плохо, если жмет безработица. Но… удивляют получающие пропитанье. Почему у безработных званье капитанье?
Ведь не станет лезть морское капитанство на завод труда и в шахты пота. Так чего же ждет Евлогиева паства, и какая ей нужна работа?
Вот если за нынешней грозою нотною пойдет война в орудийном аду – шаляпинские безработные живо себе работу найдут.
Впервые тогда комсомольская масса, раскрыв пробитые пулями уши, сведет знакомство с шаляпинским басом через бас белогвардейских пушек.
Когда ж полями, кровью политыми, рабочие бросят руки и ноги, – вспомним тогда безработных митрополита Евлогия.
Говорят, артист – большой ребенок. Не знаю, есть ли у Шаляпина бонна. Но если бонны нету с ним, мы вместо бонны ему объясним.
Есть класс пролетариев миллиононногорбый и те, кто покорен фаустовскому тельцу. На бой последний класса оба сегодня сошлись лицом к лицу.
И песня, и стих – это бомба и знамя, и голос певца подымает класс, и тот, кто сегодня поет не с нами, тот – против нас.
А тех, кто под ноги атакующим бросится, с дороги уберет рабочий пинок. С барина с белого сорвите, наркомпросцы, народного артиста красный венок!
1927 ____________________________
Сразу виден стиль: раньше 3 копейки платили за строчку и автор оригинально нашел решение...
Сразу виден стиль: раньше 3 копейки платили за строчку и автор оригинально нашел решение...
не думаю что маяковский был так меркантилен. люблю его стиль и слышала на пленке как он сам читает свои стихи. человек с мощной энергетикой и если слышать как он читает, то понимаешь, что только так и можно писать эти стихи. у него есть потрясающие стихотворения, я обожаю его лирику
Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие
Вместо письма
Дым табачный воздух выел. Комната - глава в крученыховском аде. Вспомни - за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще - выгонишь, можешь быть, изругав. В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. Не надо этого, дорогая, хорошая, дай простимся сейчас. Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь - висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Если быка трудом уморят - он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем. Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек... Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?
Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
Город - летает. Ушел в поднебесье. Прет. Сквозь тучи. А рядом в деревне - меряет, месит проселки да веси лаптем, возком по привычке древней.
Голову поднял и видит мужик - там самолет разрезает небо. Хмур мужичонко. Дернул гужи.
- Не для ча нам подобная н_е_быль. Хватит и тверди на нашинский век. Чай, не всю обпахали пока. Ишь, загордился! Прет человек. Лезет... наверх... к ангелам... да к богам... Это - блажь, на мужицкий взгляд. Воздух... На кой он надобен ляд? - Брось. Не скули. Вглядись. Поглазастей. Глаз защити ладонями рук. Этот летун в мужицком хозяйстве нынче первейший, надежнейший друг. Тот, который в это не верит, сам убедись на первом примере. Знает каждый, бывает часто - надо обмерить земельный участок. Без обмера плохое дело: ни надела, ни передела. Мужик запрягает гнедого мерина, едет искать жилье землемерино. Просят крестьяне за год к зиме, чтобы к весне прискакал землемер. К весне припрет землемерина этакий, да и пойдет мотать рулетки, Кто разберется в этаком деле? Годы нужны ему али недели?! Ну, а цена землемера
кусается. Носят ему то масло, то яйца. Дело пойдет куда короче, если в дело вмешается летчик. Мигом взлетит (летуны на то они!). Вся деревенька - как на ладони. Взвился с фотографом аэроплан, карточку снял - и н_а_ тебе - план. Нам хорошо, и быстро, и дешево, и у землемера цела подошва. Вот зачем при нашем строе самолеты лихо строят. Чтоб взлетали на небо да снимали планы бы. Крестьяне, пользу с планами видели? Теперь - другая: борьба с вредителем. Урожай. Сам-сто. Собирай, кончай. И вдруг на хлеб нашла саранча. Не боится, гадина, ни попа, ни ладана. Махонькая, а будто в сажень рот! Жрет и летает. Летает и жрет. Крестьянин, и в этом деле вот не поп поможет, а самолет. Вылетел, пропеллером рыча. - Где тут такая-растакая саранча? - Увидел, рассыпал ядовитый порошок, хлебам не вредящий ни крошки. Саранча подохла и лежит на вершок, скрестив на пузе ножки. Вот зачем при нашем строе самолеты лихо строят. Чтобы он летал на небе да смотрел за нашим хлебом. Этого мало - с высшей пользою в деле в каждом его используем. Вот, например, лесной пожар режет целый лес без ножа. Не то что в лес - не пройдешь и мимо, дома сиди да чихай от дыма. - Летчик взлетел и в зеленой гуще видит, где реже огонь, где гуще. Вмиг облетел окрестных жителей, в нужных местах расставил тушителей. Взялись во весь крестьянский дух. Глядь, через день огонь и потух. Чтоб скорей домчать газету, тоже лучше средства нету. Может из любого царства вмиг сюда домчать лекарства. Да и вас доставит. Вот для чего вам самолет. Вот зачем при нашем строе самолеты надо строить. Надо, чтоб по небесам полетел крестьянин сам. А как построить? Одному? Туго. Дорог самолет, то-то и оно-то. Сообща. Попробуй, стань другом Красного воздушного флота. Полтина к полтине, силу множа, возьмитесь, разом насев. В этом деле всем поможет Общество Д. В. Ф. :ap:
А еще мужчины говорят о каком-то интиме и нежелании делить женщину...)) Женя, хорошая статья! Спасибо!) Сильные слова у Маяковского: "В любви обиды нет". Не каждый мужчина так любить сможет. А по поводу его стихов... Поэт - дитя времени. Каково время, тако и поэт. Он лишь отражает то, что творится вокруг него. Были двуличные ценности, было двуличное государство, появлялись и подобные стихи про Шаляпина. Очень хотелось посмотреть на эту Лилю Брик!
Все-таки фотографии не передают сильную энергетику этой женщины...
Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 10:41 | Сообщение # 13
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
Сегодня памятная дата - Пушкинский день в России. 6 июня 1799 года родился Саша Пушкин.
Прочитала его письмо к Анне Керн, написанное 21 августа 1825 г. из села Михайловское в Ригу. Тогда Пушкину было всего 26 лет. Письмо было написано на французском, перевод наверняка теряет красоту фраз, но тем не менее... Как все-таки красиво изъяснялись! Как пылко любили... И какие странные отношения были у Керн и Пушкина (но это они для нас сейчас странные)
Цитата
Вы способны привести меня в отчаяние; я только что собрался написать вам несколько глупостей, которые насмешили бы вас до смерти, как вдруг пришло ваше письмо, опечалившее меня в самом разгаре моего вдохновения. Постарайтесь отделаться от этих спазм, которые делают вас очень интересной, но ни к чёрту не годятся, уверяю вас. Зачем вы принуждаете меня бранить вас? Если у вас рука была на перевязи, не следовало мне писать. Экая сумасбродка!
Скажите, однако, что он сделал вам, этот бедный муж? Уж не ревнует ли он часом? Что ж, клянусь вам, он не был бы неправ; вы не умеете или (что еще хуже) не хотите щадить людей. Хорошенькая женщина, конечно, вольна... быть вольной. Боже мой, я не собирался читать вам нравоучения, но всё же следует уважать мужа,— иначе никто не захочет состоять в мужьях. Не принижайте слишком это ремесло, оно необходимо на свете. Право, я говорю с вами совершенно чистосердечно. За 400 верст вы ухитрились возбудить во мне ревность; что же должно быть в 4 шагах? ... Простите, божественная, что я откровенно высказываю вам то, что думаю; это — доказательство истинного моего к вам участия; я люблю вас гораздо больше, чем вам кажется. Постарайтесь хоть сколько-нибудь наладить отношения с этим проклятым г-ном Керном. Я отлично понимаю, что он не какой-нибудь гений, но в конце концов он и не совсем дурак. Побольше мягкости, кокетства (и главное, бога ради, отказов и отказов) — и он будет у ваших ног,— место, которому я от всей души завидую, но что поделаешь? Я в отчаянии от отъезда Анеты; как бы то ни было, но вы непременно должны приехать осенью сюда или хотя бы в Псков. Предлогом можно будет выставить болезнь Анеты. Что вы об этом думаете? Отвечайте мне, умоляю вас, и ни слова об этом Алексею Вульфу. Вы приедете? — не правда ли? — а до тех пор не решайте ничего касательно вашего мужа. Вы молоды, вся жизнь перед вами, а он... Наконец, будьте уверены, что я не из тех, кто никогда не посоветует решительных мер — иногда это неизбежно, но раньше надо хорошенько подумать и не создавать скандала без надобности.
Прощайте! Сейчас ночь, и ваш образ встает передо мной, такой печальный и сладострастный; мне чудится, что я вижу ваш взгляд, ваши полуоткрытые уста,
Прощайте — мне чудится, что я у ваших ног, сжимаю их, ощущаю ваши колени,— я отдал бы всю свою жизнь за миг действительности. Прощайте, и верьте моему бреду; он смешон, но искренен. (Франц.)
Интересное об Анне Керн: Уже в 36 лет она снова влюбилась — и это оказалась настоящая любовь. Избранником был шестнадцатилетний кадет Первого Петербургского кадетского корпуса, её же троюродный брат Саша Марков-Виноградский. Она совсем прекратила появляться в обществе и стала вести тихую семейную жизнь. Через три года родила сына, которого назвала Александром. Всё это происходило вне брака. Немного спустя (в начале 1841 года) умирает старый Керн. Анне, как генеральской вдове, полагалась приличная пенсия, но 25 июля 1842 года она официально венчается с Александром и теперь её фамилия — Маркова-Виноградская. С этого момента она уже не может претендовать на пенсию, и им приходится жить весьма скромно. В силу нужды Анна Петровна продала свои сокровища — письма Пушкина, по пяти рублей за штуку...
Когда 16-летняя Любовь Менделеева, дочь знаменитого химика, впервые увидела Александра Блока, любви с первого взгляда не возникло, мало того – юный, но уже модный поэт ей не понравился. 17-летний внук ректора Санкт-Петербургского университета приехал на дачу к ее отцу модно одетым, верхом на белом коне, как и положено принцу, о котором мечтают все девочки. Ей же он показался позером с рыбьими глазами и холодным темпераментом. Блока же Любовь заворожила. Вот о ком писал его лучший друг, философ Владимир Соловьев, вот она, настоящая Любовь, Вечная Женственность во всей своей юной красе и небесной недоступности!
В дачной постановке на самодельных подмостках он сыграл Гамлета, она – Офелию. Распущенные золотые волосы, падающие ниже колен, охапка полевых цветов в руках - Любовь была воплощением юности и красоты. Александр в черном берете, со шпагой еще больше походил на принца. Что-то промелькнуло между ними на сцене, но списали на старика Шекспира, это он выдумал несчастную любовь, а они всего лишь ее сыграли. После спектакля долго гуляли вдвоем, но даже руки их не соприкоснулись, даже взгляды не встретились, чинно шагали по тропинке «Студент» и «Барышня».
Лето пролетело, Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, Менделеева училась на историко-филологическом факультете Высших женских курсов. Но она вместо того, чтоб штудировать Ключевского, бегала по концертам и спектаклям, он же с головой ушел в мистическое учение Соловьева. Как-то поздним вечером в состоянии, близком к трансу, Блок бродил по Петербургу, горя желанием встретить Ее – Прекрасную Даму, Вечную Жену, Таинственную Деву, и случайно (а в случайности он, создатель символизма в поэзии, разумеется, не верил) увидел Любовь Менделееву. Потом была еще одна случайная, но для него предначертанная судьбой встреча - на балконе Малого театра во время представления шекспировского «Короля Лира». Сомнений у юного поэта больше не было – она его Суженая.
Они стали встречаться и поняли, что и жить друг без друга не могут, и быть вместе тоже. Он – Мистик, Символист, Поэт, превозносящий ее в стихах до высочайших сфер, а она, оказывается, вовсе не хочет быть ни Музой, ни тем более Таинственной Девой! Ей, конечно, лестно, что самый модный поэт Петербурга посвящает свои творения именно ей, все ее подружки зачитываются циклом «Прекрасная Дама», но более всего она хочет создать с Сашей Блоком семью. Ее мечты - простые, земные, понятные, в них нет места символистским бредням! Менделеева заявила о разрыве отношений, Блок в ответ пригрозил покончить жизнь самоубийством.
С 7 на 8 ноября 1902 года курсистки устраивали в зале Дворянского собрания благотворительный бал. Любовь, отрицавшая все мистическое, в ту ночь ощущала себя заколдованной красавицей и точно знала, что ее принц придет и расколдует ее волшебным поцелуем. Так и случилось. Александр Блок, не раздумывая, направился к тому месту, где была она, хотя ее не было видно в толпе, и сделал ей предложение.
Свадьбу сыграли пышную, хотя сам факт женитьбы поэта-символиста находился в противоречии с учением Соловьева, которому верно служили все друзья и поклонники творчества Блока. Как можно вступать в физический контакт с той, на кого молишься, с Таинственной Девой?
В первую же брачную ночь молодой супруг объяснил ничего не смыслившей в любовных делах супруге, что и не собирался отходить от стихотворных молений к телесным объятиям. Мужем и женой в обычном, житейском понимании они не будут никогда.
Друг Блока, поэт Андрей Белый (псевдоним Бориса Бугаева) вел себя по отношению к его супруге галантно: водил в Эрмитаж, знакомил с интересными людьми, выслушивал ее жалобы на то, как испортила ее жизнь навязываемая ей роль Прекрасной Дамы. Роль поверенного женщины, в которую он на самом деле был влюблен, удавалась ему блестяще. Не корзины цветов, а целые «бугаевские леса» каждое утро появлялись в гостиной четы Блок-Менделеева. Следом появлялся сам Белый, садился к роялю, играл в честь хозяйки, блестяще импровизировал, словом, кружил голову как заправский Дон Жуан, в то время как Блок предпочитал проводить время вне дома - в ресторанах, в театрах, в обществе актрис и дам полусвета.
Постепенно Любовь поддалась обаянию Белого, не на шутку заплутав в «бугаевском лесу». Однажды Белый не выдержал и объявил Блоку, что он и Любовь Дмитриевна любят друг друга. Однако, опомнившись, Менделеева просит Белого уехать, чтобы дать ей возможность собраться с мыслями. В ответ Белый вызывает ее мужа на дуэль, и только женская дипломатия Менделеевой не позволила свершиться этой пародии на дуэль Пушкина и Дантеса. Белый – человек эмоциональный, все больше становится смешон, разгуливает по Москве в черной маскарадной маске, дабы не выдать своей страсти к чужой жене. Супруги решают на семейном совете, что надо уехать на год за границу, отвлечься. Участникам этого любовного треугольника суждено будет встретиться лишь через десять лет.
Казалось бы, пережив такую встряску, супруги могли выйти на новый уровень отношений, но Блок по-прежнему отказывался видеть в Менделеевой земную женщину со своими потребностями. Он влюбляется в кого угодно: актрис, певиц, только не в жену. Менделеева тоже подается в актрисы и уезжает на гастроли. Между супругами завязывается переписка, как между лучшими друзьями. Домой она возвращается беременной. На семейном совете Блок предлагает своей неверной супруге выдать ее чадо за их общего ребенка. Сына, родившегося в феврале 1909 года, они назвали в честь Менделеева Дмитрием. Малыш прожил всего восемь дней.
Новый жестокий строй не для таких тонких натур, как поэт Серебряного века, к тому же после Революции 1917 года Блок уже серьезно болен. Менделеева, наоборот, полна энергии и вполне освоилась в новых условиях, умеет доставать продукты и дрова, организует чтение стихов мужа, чтобы заработать денег, ездит на гастроли, заводит новых любовников. Если для него теперь окончательно ясно, что в его жизни были «только две женщины - Люба и все остальные», то ей некогда предаваться воспоминаниям, ей хочется брать от жизни все.
7 августа 1921 года Александр Блок умирает. Оставшись без мужа, Любовь словно рождается заново. Она уходит из театра, признавшись, наконец, самой себе, что таланта актрисы в ней не было никогда. Через сцену она лишь хотела стать ближе Блоку, которого всегда манили актрисы. В личной жизни Менделеева тоже навсегда опускает занавес, приняв решение стать лишь вдовой великого поэта, которому так и не смогла стать настоящей женой.
прочитала и подумала: и что, собственно, мешало их счастью? зачем люди сами себе выдумывали духовные проблемы и терзания?