Ада-Ангели неправда ..мы даже очень бываем активны и: а) имеем собственное мнение б) а вот делиться - это не то слово...лучше дискутировать в) а дискуссия полагает всегда уважение
Gena-Kroko, странно...тема ведь многогранная! То есть, ты просто принимаешь Библию такой, какова она есть?... А у меня вот мысль дальше этой темы идет: за что, в таком случае, можно идти на эшафот? За веру? За царя? За Отечество? Вот раньше это считалось чуть ли не синонимами! Но Лена-идея говорит, что за Отечество можно, а за веру - не стоит....
Ада-Ангел, мухи отдельно, котлеты - отдельно. Библия и сказания о святых - это разные вещи. Или нет? Я вообще не понимаю идеи канонизации. Не отрицаю того, что иконы помогают, что мощи Ксении или Матроны могут совершить чудо, но... думаю, что и без объявления их святыми, к ним не зарастала бы народная тропа. А канонизация - это уже какие-то отголоски светскости. Не находишь?
Не помню, в каком фильме, но был эпизод - в Чечне мальчика солдата взяли в плен, и стали над ним измываться. Разорвали гимнастерку, увидели крестик (бабушка надела перед армией и велела не снимать) и начали глумиться - Сними крест, скажи Аллах акбар! и останешься жив. Мальчик отказался. И его резали по частям. А если бы сделал, как велели мучители? Понятное дело, что стОило ли верить людям, которые глумятся над чужой верой, но... вдруг это был ШАНС? Шанс на жизнь. Ведь не надо было выворачиваться наизнанку, просто показательно произнести слова, а остаться с верой в душе... В общем, сложно все это... Я просто высказала свое мнение.
идея, ты считаешь, что подонки, которые глумились над русским солдатом, оставили бы его в живых? Однозначно, что нет. Четвертовали бы все равно, и остался он безызвестным, да еще и трусом плюс предателем. А так о нем говорят, об этом снимают фильмы, пишут рассказы, эпизод стал символическим, солдат в наших глазах - герой... Также и с этими девочками.
идея, хочешь улыбнуться?))) Мама моей подруги краем уха слышала, что есть такая Матрона, которая всем помогает, стоит только съездить и прикоснуться! Каково же было ее разочарование, когда она узнала, что люди стоят часами, чтобы поцеловать ее мощи! Что эта Матрона - давно неживой человек...)) Видела бы ты ее лицо, и какое было разочарование в ее глазах! Словно ее "надули"
идея, нельзя отречься понарошку. прежде всего ты предаешь сам себя и тех людей которые в тебя верят. разве жизнь важна сама по себе? «сама по себе» – это существование, жизнь ценна своим качеством, наполнением. как бы жили тебе девочки, которые терпели муки ради веры, а потом на их глазах мать отреклась от знания, что им дала? получается все, во что они верили – все это ложь. а так, они шли на смерть убежденные в своей правоте и вере, может быть внутри сравнивая себя с распятым христом. не любовь матери слаба в этой истории, а вера очень сильна. меня всегда восхищали люди, для которых «дохлый лев лучше живой собаки», это люди – учителя, они учат нас, что есть духовные ценности, которые более значимы, чем наша биологическая жизнь. наверно именно этим мы и отличаемся от животных, тем, что кроме инстинктов у нас есть еще что-то более важное и ценное.
Сообщение отредактировал zmeyka - Четверг, 07.10.2010, 07:01
Меня опять не слышат. Скидываю это на мое косноязычие... Люба, я не про девочек. С девочками все ясно - цела пуповина, связывающая с матерью. Я про мать. Ты читала эту легенду? Девочек мучали на глазах у матери. А потом Софии еще и принесли на подносе грудь одной из дочерей. Я понимаю героиню Стендалевского "Красного и черного", которая ночевала с отрубленой головой возлюбленного и целовала его мертвые губы. Я не понимаю Сифию-мать.
zmeyka, конечно, вера, подвиг, наполненность жизни - все это очень правильно. Вы смогли бы отдать на заклание своих детей? На мучительное заклание? При вас? Если ваша вера так сильна, что да, ну чтож.... возможно, что стОит вам позавидовать. Я же слаба и греховна, своих детей я бы не отдала.
Вы смогли бы отдать на заклание своих детей? На мучительное заклание? При вас? Если ваша вера так сильна, что да, ну чтож.... возможно, что стОит вам позавидовать.
не знаю, я не мать. и не такая уж верующая. наверняка я бы поступила так же как ты. но я понимаю таких людей и уважаю, не вижу в их поступках глупости, недальновидности, черствости.
с такими принципами
Quote (идея)
Шанс на жизнь. Ведь не надо было выворачиваться наизнанку, просто показательно произнести слова, а остаться с верой в душе...
Почему-то вспомнился Павлик Морозов.... Да многие тогда предавали своих родных ради идеи, ради своей особой веры (замечу, даже не религиозной!) Но при этом чувствовали себя героями. Но это мы уже на тему ХРАБРОСТЬ И ТРУСОСТЬ, ОТВАГА И ГЕРОИЗМ (можем продолжить там)
А если вернуться к Штирлицу? zmeyka, он тоже тогда асфальтоукладчик? Сколько времени жить среди немцев, говорить, думать по-немецки, пить, есть, жить, воевать среди фашистов, а в душе быть русским патриотом. Опять же - для нас герой!
Еще пример. Джордано Бруно. Для церкви - он еретик, сожжен на костре. Для нас герой, который не отрекся от своих идей. А вот Галилео Галилей отрекся, спасаясь от костра. Стал ли он для нас менее уважаемым ученым? Не думаю...
Сложно все. Я вот каждую из вас по очереди слушаю и мысленно соглашаюсь с обеими... Если у кого есть мысли по поводу трех моих примеров - поделитесь!
Самое страшное в жизни женщины - хоронить своих детей. А уж если еще считать себя виновницей их смерти... то лучше и не жить... Поменялись ценности, нет всепоглощающей веры, поэтому нам не оценить силу мужества и характера Софии.
нет всепоглощающей веры, поэтому нам не оценить силу мужества и характера Софии.
согласна.
штирлиц же специально притворялся немцем. в этом была его миссия. мы же о другом говорим совсем. одно дело специально внешне быть своим среди чужих, чтобы делать свое дело для блага своего народа, а другое дело притворится ради спасения своей жизни. когда в деревни заезжали немцы, некоторые русские были на их стороне, чтобы спастись и спасти своих близких. старостами были. для меня они понятны, но разве кто-нибудь из других жителей понял бы их? их же все презирали и ненавидели.
по поводу бруно, мне импонирует мнение из к\ф "тот самый мюнхаузен". и вообще помню его бедолагу, когда он отрекался от нового дня. разве не импонирует его преданность своим идеям?
Дата: Понедельник, 11.10.2010, 10:17 | Сообщение # 86
Конченый Капучинщик
Группа: Идейный кофеман
Сообщений: 2268
Статус: Отсутствует
Quote (zmeyka)
когда в деревни заезжали немцы, некоторые русские были на их стороне, чтобы спастись и спасти своих близких. старостами были.
Старосты были разные. Кто... пардон... задницы фашистам готов был лизать, своих казнить... причем еще изощреннее, чем сами фашисты...именно спасая свои шкуры...
А кто, становясь старостой, предупреждал еврейские семье о готовящихся погромах, даже прятал у себя и партизан и евреев, участвовал в диверсиях партизан, я уж не говорю о сливе подслушанной информации во время пьянок фашистов в доме у старосты... Всяко разно было...
zmeyka, мой дед служил в НКВД. Стоит начать меня за это ненавидеть? До нас ничего не дошло о его службе, знаем лишь то, что он там служил, что в 38-м за ним приехал воронок, что 2 года ничего про него никто не знал. У меня есть истлевшая на сгибах справка о том, что дед умер от разрыва сердца. Молодой, здоровый мужчина. После этой справки бабушке стали платить пенсию. Кем он был, чем занимался, за что он "умер от разрыва сердца"? Ничего не знаю. Архивы в том государстве до сих пор закрыты. Мне удалось найти только по адресу место, откуда пришла справка. Интересно, но я всю сознательную жизнь ездила мимо этого места... два раза в день - в универ и домой, потом на работу и домой... Вот такие закорюки выписывает порой жизнь...
Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?
Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.
Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».
Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.
Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь?
Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей. Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем. Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.
Георгий Победоносец – один из самых почитаемых на Руси святых. Обычно его изображают с копьем, попирающим ужасного змия – символ сатанинских сил… Однако это далеко не единственное чудо, которое совершил этот знаменитый приверженец христианской веры.
Святой Великомученик Георгий родился в III веке нашей эры в Малоазийской области Каппадокии, в царствование императора Диоклетиана. Родители его были христианами. Когда император начал гонения на христианскую веру, отца Георгия замучили до смерти, а мать его перебралась на свою родину в Палестину.
Юноша отличался красотой и физической крепостью, и его отдали на военную службу. Так как он служил императору честно и усердно, 20 лет от роду его назначили военачальником. Георгий не раз получал награды и стал одним из приближенных к царю людей. Однако, видя, каким истязаниям подвергают других христиан по приказу кесаря, молодой человек понял, что и ему не миновать испытаний. Он отпустил на свободу своих рабов и раздал бедным все имущество.
Георгий не мог смотреть, как истребляют его братьев по вере, и однажды обратился к императору с гневной обличительной речью. За это Диоклетиан приказал заключить его в темницу и всячески пытать, заставляя отречься от христианской веры.
Сначала на ноги Георгию надели колодки, а на грудь навалили тяжелый камень, затем раздели донага и привязали к колесу, под которым находились доски с воткнутыми в них острыми ножами и гвоздями. Колесо принялись вращать так, чтобы острия впивались в тело несчастного. Но тот молча терпел боль и мучения, молясь Богу. Наконец по приказу кесаря его закопали в ров с негашеной известью. Через три дня яму разрыли, надеясь найти кости Георгия. Но он, благодаря молитве, остался целым и невредимым.
Тогда на ноги юноши надели раскаленные железные сапоги, в подошвы которых изнутри были вбиты гвозди, и так повели в темницу. Царь велел бить его воловьими жилами, пока кровь не смешается с землею. Однако и эти муки святой вытерпел. Наконец дали ему яд, желая умертвить, но тот не подействовал на него.
Прослышав о чудесном спасении Георгия от уготованных ему мук, многие люди, уверовав во Христа, стали приходить к его темнице. Среди них была сама императрица Александра. Находясь в заключении, Георгий не только наставлял посетителей в вере, но и творил чудеса: например, исцелял больных. Как-то к нему со слезами и жалобами явился крестьянин по имени Гликерий, у которого единственный вол-кормилец свалился в овраг и разбился насмерть. Святой сказал ему:
— Иди, брат, радуйся, мой Христос оживил твоего вола.
Гликерий отправился домой и нашел вола живым и здоровым. Во время суда в храме Аполлона Георгий начал молиться, и вдруг все языческие идолы попадали… Его приговорили к отсечению головы. Накануне казни святому было видение во сне: будто Господь возложил на голову его венец со словами: «Не бойся, будь мужественен и сподобишься царствовать со Мною; не изнемогай, вскоре Я призову тебя к Себе, и ты получишь уготованное тебе».
Вместе с Георгием повели на казнь и царицу Александру. Но по дороге она присела отдохнуть – и испустила дух. Так Господь спас ее от физических мучений. А святой, помолившись Богу, преклонил голову под меч. Мощи святого, согласно завещанию, захоронили в палестинском городе Лидде. Позднее его причислили к разряду великомучеников, пострадавших за христианскую веру.
После кончины святой Георгий тоже сотворил немало чудес.
В азиатском городе Амастриде находился храм, посвященный святому Георгию. Случилось так, что он сильно обветшал, а у горожан не было денег на его починку. Вокруг храма часто бегали дети. Как-то один маленький мальчик, который никак не мог взять верх ни в одной игре, взмолился:
— Святой Георгий, помоги мне победить, я тебе принесу вкусный пирог!
В тот день он выходил победителем во всех играх, а, вернувшись домой, поведал матери о своем обещании. Та испекла пирог, и малыш, отправившись в церковь, положил его перед алтарем. В это время в храм зашли купцы. Они увидели пирог и рассудили так:
— Зачем он святому? Съедим-ка мы его, а в храме оставим ладан!
Так они и сделали. Но когда пирог был съеден, то купцы не смогли покинуть церковь, так как все двери куда-то исчезли. Тогда торговцы положили перед алтарем серебряные и золотые монеты, и усердно помолились святому. После этого они, наконец, смогли отыскать двери и вышли наружу. Весть об этом чуде быстро разлетелась по всей стране, и верующие стали присылать деньги на строительство нового храма. Позже на них построили большую каменную церковь.
Но самое известное чудо святого Георгия связано с его победой над змием.
По легенде, неподалеку от города Бейрута на Средиземном море находилось озеро, в котором жил огромный змей-людоед. Жители города были язычниками и каждый день приносили в жертву чудищу своих детей.
Дошла очередь и до единственной царской дочери. Ее отвели на берег озера и оставили там. Она стала ждать, когда из воды выползет змей и сожрет ее. Но тут перед ней явился святой Георгий на коне, с копьем наперевес. Осенив себя крестным знамением, герой вонзил копье в змея. Затем он велел девушке накинуть свой пояс на шею чудовища и вести его за собой. Когда они пришли в город, прохожие стали в ужасе шарахаться от монстра. Но святой воскликнул:
— Не бойтесь, надейтесь на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Это Он послал меня к вам, чтобы избавить от змея.
После этого святой Георгий прикончил змия на городской площади при большом скоплении народа, и все жители города с того дня уверовали во Христа и приняли крещение. На месте убийства чудища построили храм во имя Пресвятой Богородицы и в честь святого великомученика Георгия, которого отныне стали звать Победоносцем. Говорят, в этом храме тоже совершалось много чудес.
Дата: Понедельник, 29.11.2010, 06:07 | Сообщение # 89
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
НОЕВ КОВЧЕГ
Однажды Бог разгневался на людей и в наказание наслал на них такие осадки, что шли они сорок дней и сорок ночей и получили название Вселенского Потопа. Хэппи-энд ждал только тех «тварей по паре», коих человек по имени Ной укрыл на своем ковчеге. Скептики сомневаются: дайте нам потрогать это спасательное плавсредство, тогда поверим в библейскую историю...
Ветхий Завет гласит: Ной, словно дед Мазай зайцев, собрал по округе в построенный им ковчег «от каждого вида чистого скота» и «от птиц в поднебесье» по семь пар обоего пола, а от «нечистого» скота - только по одной паре. Такая вот дискриминация. При этом змеи, эти ползучие гады, проклятые Господом чуть ли не сразу после сотворения мира, получили отдельный благоустроенный отсек. Едва животные успели занять свои места, как «как разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились». В Коране тот же самый природный катаклизм описан еще более устрашающе: «Поверхность земли клокотала, ковчег взлетал на волнах и проваливался в бездну, волны были высокие как горы!». Китайцы, до поры до времени в глаза не видевшие обе великие книги, тоже получили от далеких предков вести о Вселенском потопе: «Земля раскололась на две части, воды поднялись из глубины и затопили Землю». Только вот китайского спасителя звали, естественно, не Ной, а Фо Ши. Ассирийско-вавилонская версия, передаваемая из поколения в поколение, гласит: был потоп, Убаратуту называется, и ковчег был, конечно, а как же люди и животные спаслись и заселили потом землю заново? И причалили они у подножия горы Арарат, естественно. Где ж еще? Самая высокая точка над уровнем воды на тот момент. Так говорили наши древние пращуры, а им верить надо.
Однако дотошные ученые отвечают: сочинить можно любую небылицу, вещдоки предоставьте! «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских»? Значит, там и искать надо! Арарат, строго говоря, - не гора. Это два слившихся основаниями потухших вулкана Большой Арарат (5165 метров) и Малый Арарат (3925 метров) на стыке территорий Турции, Армении и Ирана. Летом древние ледники на их склонах подтаивают, и из-под снежной шапки Большого Арарата на свет божий появляются останки неопознанного объекта. Почему бы ему не быть библейским ковчегом? Осталось всего-то забраться на высоту в пять тысяч метров, и превратить древнюю сказку в быль. Но все как-то руки не доходят...
1905 год. Некоего Джорджа Хагопиан отправили на каникулы в гости к деду в далекую и загадочную для американцев Армению. Тот в целях приобщения десятилетнего внука к народным традициям повел его в горы и показал выступающий из снега корпус древнего корабля: «Люди и звери давно ушли отсюда. Но ты не бойся, окей? Это святое место. Сюда Ной причалил!». Спустившись в деревню, Джордж похвастал перед своими новыми друзьями - местными мальчишками, что собственными глазами видел библейский ковчег. Но они и не подумали завидовать: для них древняя реликвия была частью повседневной жизни.
Воспоминание о детском приключении на Арарате не давало мистеру Хагопиану покоя всю его жизнь. Он рассказывал о священном корабле всем и каждому, пока окружающим это не надоело, и его не протестировали на детекторе лжи. Хитроумная машинка показала, что очевидец вроде бы и не врет. Ученые засуетились, собрали экспедицию, но, увы, не нашли спонсоров. Нерентабельное это занятие - лазить по горам за доказательствами баек какого-то давно умершего деда. Вот если бы отправиться на поиски нефти!..
Первая мировая война. Бравый лейтенант Росковицкий совершал очередной облет турецких войск. Внезапно на склоне Большого Арарата он заметил вмерзший в лед остов корабля. «Может, померещилось?» - спрашивали его потом. - «Накопившаяся за годы войны усталость, незнакомая местность...». Но небесного аса трудно было сбить с толку: две мачты, капитанский мостик, корабль это, Ноев ковчег и все тут! В Армению снарядили две инженерные роты, Росковицкого взяли проводником. И - о чудо! - нашли огромный корабль, состоящий из сотен отсеков: от крохотных до таких, которые вполне могли вместить тварь божью крупнее, чем слон. Участники экспедиции сделали тщательные замеры каждого закоулка, сфотографировали каждую досочку, не забыли и об образцах каждой щепки...
Однако когда гордые своим открытием исследователи вернулись домой, там уже другая страна, другая власть, другие проблемы. Потоп, Ной, да и сам Господь Бог - это все опиум для народа. Говорят, вожди большевистской революции просто-напросто уничтожили и вещдоки существования библейского ковчега, и тех, кто их обнаружил...
Год 1960 от Рождества Христова. Над Араратом совершил полет еще один летчик, который увидел, как ему показалось, торчащие из снега части старинного корабля. Капитан Грегор Швингхаммер - человек не только верующий, но и деловой и энергичный, начал бить в набат, и обычно сонные турецкие власти организовали научную экспедицию. Одни утверждают, что когда взорвали толщу льда, то обнаружили всего лишь груду сгнившего дерева. Даже точно датировать его не представлялось уже возможным. Другие настаивают на том, что турки-мусульмане просто-напросто засекретили найденные ими материалы о христианской святыне!
Таких историй к сегодняшнему дню накопилось не один десяток. А воз, то есть ковчег, и ныне там...
А может быть, он и не там, то есть не на вершине Большого Арарата. Пару лет назад мировую общественность всколыхнуло известие о том, что один из искусственных спутников американского космического агентства НАСА случайно сфотографировал на границе Афганистана и Пакистана... Ноев ковчег! Сам снимок опубликован не был, но, как говорится, «из достоверных источников» стало известно, что на нем четко видны останки некоего древнего судна. Возраст окаменевшего дерева, из которого оно сделано - не меньше пяти-шести тысяч лет, а ведь именно тогда, по оценкам некоторых ученых, планету потрясла целая серия природных катастроф. Кроме того, размеры и конструкция найденного корабля удивительным образом совпадают с теми характеристиками, которые даны в библейской истории про Ноев ковчег. Однако как его могло занести в афганские скалы, совершенно непонятно, а местные жители слишком заняты своими насущными проблемами, чтобы заниматься еще и открытием этой тайны. В этих диких, труднопроходимых местах чаще можно встретить боевика, чем археолога...
«Да мало ли что можно найти в стране, пережившей многолетнюю кровопролитную войну?!», - заявили недавно представители Исследовательского института библейской археологии. - «Ноев ковчег вовсе не там! Все время, что легендарный корабль искали на Арарате, он тихо-мирно лежал, никем не изученный, на северо-западе Ирана, на горе Сулейман. Древесина, из которой его построил Ной, конечно, окаменела, следов животных уже не найти, но в целом находка удивительно напоминает то спасательное судно, о котором так настойчиво хотели нам поведать древние...
Казалось бы, все. Многовековые поиски Ноева ковчега, который словно Летучий голландец каждый раз ускользал от человека, увенчались успехом. Ан нет. Вечный соперник Ирана - Ирак и здесь проявил себя, провел серьезный исторический экскурс с привлечением лучших умов мира и сделал сенсационный вывод: чтобы там не нашли иранцы, это не Ноев ковчег. Да и к горе Арарат Ной причалить не мог. По той простой причине, что не существовало тогда даже названия такого! Урартийские горы были, а Арарата никакого не было, это неправильный перевод всех запутал! А современный Арарат на границе Турции и Армении вообще был известен в те далекие времена под названием «Масис». Новое имя «Арарат» потухший вулкан получил в XII-XIII веках, тогда же его начали ошибочно ассоциировать с библейским Всемирным потопом и Ноевым ковчегом.
Искать же истинные Урартийские горы, а следовательно, и библейский корабль надо в Иракском Курдистане, в географическом треугольнике, образуемом озером Ван на севере, рекой Тигр на юго-западе и горой Джуди-Даг на востоке. Именно там - в Междуречье - возникла, расцвела и погибла одна из первых цивилизаций на Земле.
Если принять эту версию, то и размеры «Вселенского потопа» станут более реальными и достоверными. По научным данным, три-четыре тысячи лет назад действительно произошло сильнейшее наводнение, в результате которого южная равнинная часть Междуречья была затоплена на века. Ной со своим плотно населенным ковчегом мог спастись только в северной, наиболее возвышенной части региона. Там и копать надо...
Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа — сына Божьего, Спасителя мира — начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летосчисление.
Уже более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом. У Него не было ни колыбели, ни даже пристанища — Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми гостями Богомладенца стали простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом, и волхвы (древние мудрецы), шедшие с дарами Царю Мира с востока. Вифлеемская звезда указала им путь в Иерусалим.
Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22.00: звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.
Из всех православных праздников день Рождества — самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят под елкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.
Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники: ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Закон Божий и воздерживаются от «скоромной» пищи. Канун Рождества — рождественский сочельник. Такое название объясняется тем, что в этот день едят сочиво — постную кашу с овощами. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.
Под окнами колядовала молодежь. Колядовать у нас называется петь подокнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин, или хозяйка, или кто останется дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат... Колядовщики своими песнопениями желали хозяевам доброго здоровья, богатства, хорошего урожая, хозяйственного благополучия, а те одаривали их в ответ угощением и мелкими деньгами.
Обойдя множество домов и набрав мешок угощений, молодежь собиралась в чьей-либо избе на посиделки: расшалившиеся и нагулявшие аппетит парни и девчата высыпали на стол все, что наколядовали, и устраивали веселую пирушку. Подкрепившись, пели, плясали, вели разговоры. Тут наступало самое время появляться ряженым. Рядиться любили в зверей (традиционно центральной фигурой святочного маскарада являлся медведь) или в нечистую силу, которая врывалась в избу с криками и воплями, а вскоре выпроваживалась на мороз, посрамленная. Эта игра имела символическое значение: перед великим праздником Рождества необходимо очистить жилище от злых духов.
Под Рождество девушки гадали на свою судьбу. Бывало, гадали и юноши. Это время «перезимья» было для молодежи веселым и беззаботным: осенние полевые работы оставались позади, а пора прясть и ткать еще не наступала. Из глубины веков дошло до нас множество способов гадания. Гадать было принято под Рождество, но ни в коем случае — в день Рождества. Вообще для гадания больше всего подходят три зимних вечера: под Новый год, под Рождество и под Крещение.
Собравшись за праздничным столом, христиане встречают Рождество Христово. Принято обмениваться подарками (эта традиция пошла от волхвов, которые преподнесли дары Младенцу Иисусу), поздравлять друг друга и загадывать заветные желания. Считается, что в эту священную минуту небо раскрывается навстречу земле и сами силы небесные внемлют просьбам людей: ни одно их желание не останется неисполненным. Разумеется, это касается только добрых желаний.