Дата: Понедельник, 27.06.2011, 14:09 | Сообщение # 91
Конченый Капучинщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 3164
Статус: Отсутствует
Ада-Ангел, идея, нетушки, я бы в воскресную школу не отдала..мои вон музыке и языкам учатся..а религия..подрастут-определятся Кто мудр, испытывать не станет ни женщин, друг мой, ни стекла.(с)
Дата: Понедельник, 04.07.2011, 05:46 | Сообщение # 92
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
Не буду приводить статью полностью и цитировать выводы, которые нужно сделать самой церкви по мнению игумена. Потому что это проблема РПЦ. Просто заметила, что и форумчане при вере в Бога не верят в церковь...
РАСЦЕРКОВЛЕНИЕ статья игумена Петра (Мещеринова)
Мне хотелось бы обозначить проблему, которая, на мой взгляд, определяет несколько важных и, казалось бы, разноплановых явлений. Явления эти следующие: первое – отрицательное отношение к нашей Церкви многих искренних, нравственных, мыслящих людей. Это отрицательное отношение не уменьшилось, а, пожалуй, только увеличилось в последнее время. Стало быть, второе явление, которое придётся затронуть – это наши миссионерские усилия, которое вовсе не тормозят этот процесс. И третье – вещь, так сказать, «обратная» миссии: «расцерковление», разочарование в Церкви и отход от неё достаточно большого количества людей – и особенно молодых людей, получивших церковное воспитание в своих семьях.
Я имею многих друзей и знакомых среди людей искусства, правозащитников и журналистов, которых в православной среде презрительно именуют «либеральными». Все эти люди обладают очень верной нравственной интуицией, «чувством правды», а главное – все они с огромным уважением относятся к образу Христа. Но большинство из них «на дух» не переносят Русскую Православную Церковь. Их образ мыслей весьма отчётлив: наша Церковь имеет ко Христу весьма малое отношение.
Весьма сходные процессы происходят и с теми людьми, которые из Церкви уходят. Особенно это касается молодых людей. Опыт свидетельствует, что не менее 2/3 детей, воспитанных в Православии от младенчества, при наступлении юношеского возраста сбрасывают с себя церковность как обузу.
Церковь оставляют и люди, много лет старавшиеся честно жить православной церковностью в её сегодняшнем варианте. И их уход – гораздо более серьёзная и трагическая вещь, нежели непонимание и недоверие к Церкви людей внешних. Последние наблюдают за нами со стороны; а каково человеку, сознательно вошедшему в Церковь, от многого отказавшемуся, взявшему на себя многие подвиги, порой вплоть до радикальной перемены своей жизни, принятия священного сана или монашества – после многих лет церковной жизни убедиться в том же, что благодаря здравому нравственному чувству видят без всяких подвигов люди нецерковные?
Происходит это тогда, когда церковность превращается в рутину, из неё уходит радость. Христос, так ярко вошедший в жизнь при начале воцерковления, скрывается и заслоняется обрядом, правилами, мелочными долженствованиями и запретами. «Пробиваться» ко Христу становится всё труднее и труднее. Прямой зависимости между хождением в церковь, молитвословием, постами, выстраиванием православного обихода и жизнью во Христе не оказывается. Церковь начинает терять себя как неотмирное Тело Христово, всё более и более становясь только лишь политическим, общественным, культурным и хозяйственным явлением.
- Церковь в последнее время занимается голой идеологией, здесь нет ни капли христианской религиозности. Что, наличие царя-батюшки способствует соединению души со Христом? А отсутствие монархии разве препятствует жизни во Христе? Абсурдно даже это и обсуждать.
- Церковь «отстаивает Православие»: старый календарный стиль, церковнославянский язык, дисциплины поста или подготовки к Причастию и т.п. Здесь надо сказать, что эти вещи традиционны для нашей Церкви и ничего плохого в них нет, но по сути и они – явления земные, сугубо временные. Календарь – условность, принятая людьми, Бог не давал никому никакого календаря. Язык – культурно-исторически обусловленное социо-эстетическое явление, и не более того. Церковная дисциплина складывалась веками, и ни Христос, ни Апостолы никаких общеобязательных постов и обрядовых правил христианам не заповедали.
- Церковь учит «как правильно»: поститься, молиться etc. Ответы на эти вопросы по большей части не педагогичны, то есть исходят не из возрастания человека во Христе, а из исполнения церковной традиции и дисциплины по принципу «человек для субботы» – люди получают ориентацию не на подлинную религиозность, а на создание всего лишь определённой субкультуры. К существенно важным особенностям этой субкультуры относится то, что «правильное выполнение» всего, особенно пост, является вовсе не подлинным духовным деланием, но средством самоидентификации себя как православного.
Внешние вещественные параметры стали для РПЦ важнее духовного мира верующих. Нет церковной общины, нет церковной педагогики, зато есть политика, идеология, коммерция и прочие стихии падшего мира.
Что делать? – естественно возникает этот вопрос. Его я хочу предложить на обсуждение читателям. Что именно предпринимать? как меняться сердцем и умом? Ответ за вами, прочитавшими эти мои очень болезненные для меня и горькие размышления.
Кто является главным оппонентом для верующего человека: адепт другой религии или атеист? Стоит ли разделять веру и религию, и что это даёт? Рассказывает главный редактор экуменического сайта Baznica.info Павел Левушкан.
Как меняется риторика религиозных деятелей, когда они оказываются перед телекамерами? Есть ли отличия у православных и католических служителей Церкви, или перед медиа все оказываются равны? Мнение филолога Анны Потсар.
Насколько правомерно изображать Иисуса Христа и святых средствами кинематографа? Способствуют ли христианской проповеди художественные фильмы о церковной жизни? Сериалы о священниках — это хорошо или плохо?
Иисус появлялся на экране более 300 раз, Богоматерь — более 150 раз. Фильмы на евангельские сюжеты стали снимать практически одновременно с появлением кино, а одну из первых картин о Христе создали французы — братья Люмьеры в 1898 году («La Vie et la passion de Jésus-Christ»).
Кинофильмы с подобной тематикой продолжали снимать и в звуковую эпоху. Одни фильмы становились событием, как «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини, другие — проходили незамеченными.
В советское время отечественный кинематограф не прибегал к образу Христа. Однако не всем известно, что до 1917 года было запрещено показывать на сцене не только Спасителя и Богоматерь, но даже священнослужителей. Этот запрет распространился и на кино: в 1898 году вышло постановление Святейшего Синода «О воспрещении при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых Угодников Божиих».
Христос в российском кино пока не появился (не будем считать Иешуа из дважды экранизированного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», это персонаж романа, а не Иисус, проповедующий Благую весть).
От себя хочется добавить, что кинофильм - это всегда навязывание готовых образов. С другой стороны, очень многие посредством фильма узнают о житие Христа, о его деяниях, приближаются к Библии... Хочется надеяться, что режиссеры не увлекутся новаторскими идеями в области кино, не превратят библейских персонажей в шутов. Хотя рок-оперу про Иисуса любят и слушают во всем мире, не считая ее стебом....
О ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЯХ Зачем нужны «мероприятия» со святынями?
Quote
В Москве десятки тысяч верующих идут к Храму Христа Спасителя поклониться Поясу Пресвятой Богородицы. Двери собора открыты круглосуточно, но очередь не уменьшается. Чтобы попасть внутрь, люди ждут часами, паломники специально приехали в Москву со всей России.
Стоят тысячи людей в очереди многочасовой к Поясу и ждут "приложения".. Стоят сотни пустых храмов и ждут, кто же придёт на службу... Стоят священники с Чашей и ждут тщетно... А почему же на обычную Литургию и даже на большие праздники даже близко столько никогда не собирается?
Пояс Пресвятой Богородицы был одной из нескольких главных святынь столицы Византии Константинополя. Согласно преданию, отраженному в рукописях X века, пояс Божией Матери незадолго до Её успения был отдан благочестивой женщине в Иерусалиме и впоследствии передавался в среде христиан из поколения в поколение. На рубеже IV — V веков пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в Халкопратийской церкви, где и хранился в закрытом и запечатанном драгоценном ларце. Спустя пять веков при императоре Льве VI Мудром по просьбе его жены Зои (которую мучил нечистый дух) ларец открыли. Пояс обрели в целости и сохранности, он был запечатан золотой грамотой императора Аркадия, на которой был указан не только год положения пояса в Константинополе, но и точная дата этого события — 13 сентября (по новому стилю). Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову императрицы, и та исцелилась. Эти события послужили установлению праздника в честь Положения Пояса.
После падения Константинополя в XV веке пояс, как и почти все другие святыни, был вывезен из разрушенной столицы Византии. Но в отличие от многих других святынь, он не исчез бесследно. Его части доныне хранятся на горе Афон в монастыре Ватопед, на Кипре в монастыре Троодитисса. Необходимо добавить, что части пояса (а где-то утверждается, что и весь пояс) есть так же во Франции, Италии, Сирии и других странах.
И интернет-СМИ, и печатные издания, и радио и даже телевидение много и разнообразно поведали миру о пребывании пояса Пресвятой Богородицы в России в наши дни, вернее о его длительном пути из города в город.
Наряду с радостными, глубокими впечатлениями есть и другие свидетельства, которые не столь яркие и громкие, но которые позволяют понять или во всяком случае задуматься о смысле святынь, об их месте в христианской жизни.
Особых проблем нет. Стремление человека посмотреть на пояс Марии вполне понятно и объяснимо. Только не надо магии. Нет ни одной заповеди о том, что нужно почитать святыни. Стоять в длиннющих очередях к поясу, когда вокруг ходят тысячи Образов Божиих, а на каждой литургии дают причаститься Богу - ничто иное, как погоня за более мелкими вещами, когда есть большие.
Нередко частицы тех же святынь находятся в повседневной «зоне доступа» и не пользуются никакой популярностью. К примеру, часть того же пояса Пресвятой Богородицы хранится в Троице-Сергиевой Лавре.
В очереди к «святыням» стоят в том числе и из-за магических воззрений. Но поскольку нет никаких «фильтров», никаких ясно озвученных и предъявляемых заранее требований, то это вполне нормально. «С чем стоять?», — это дело каждого.
Вероятно, все же бОльшая часть идущих к известным святыням — те, кто считает себя православным христианином, но далек от Церкви — как сообщества верующих, живущих и верящих, что называется «как положено», «по канонам», «по догматам» и т.д.
Почему подавляющее большинство «верующих» в нашей стране остаются вне Церкви — отдельная сложная тема. Многие, может, и хотели причаститься, покаяться, повенчаться, да и вообще считать себя по настоящему православными христианами, только, как правило, в «нагрузку» к такому желанию им дается не только Евангелие, но и вся необозримая «церковная дисциплина» и «церковная традиция», да еще и толкуемая по-своему каждым батюшкой... Многих (порой, правда, неоправданно) реально пугает, что став христианами, они обязаны принять нечто заранее огромное, нечто, за исполнение чего уже надо отвечать, нечто, состоящее из сплошных «подводных камней», о которых можно узнать только по мере «плавания». В такой ситуации действительно проще, лучше и «благодатней» сходить к святыне и больше ничего не делать.
Одна из позиций, озвученная более полувека назад известным православным ученым богословом Н.Д. Успенским в отношении к «Благодатному огню». Он писал, что для христиан — это пусть и чудо, но главное его содержание не в схождении на Пасху, о чем много споров, а в том, что оно сильно впечатляет «внешних», то есть «нехристиан». Это такой способ проповеди, миссионерства, что ли, где Бог порой принимает ощутимое участие.
Так со святынями. Если оставить в стороне многие другие вопросы, то получается, что на поклонение идут десятки тысяч человек. И идут они не куда-нибудь в «мавзолей» или «супермаркет», а в православные храмы. Но если привоз святынь — это миссия, если это христианское обращение к миру, то, несомненно, оно должно быть только первым шагом, за которым должно следовать что-то еще. Иными словами, важный вопрос наших дней: «Как «святыни» обратить на пользу христианству?» Да, есть эффект количественный, да, у многих есть глубокое впечатление, да, кто-то пережил чудо, а кто-то стал свидетелем такового. Но как опереться на это основание и постараться просветить людей светом христовой веры? Это и есть практический вопрос для православных христиан сегодня.
Известны случаи, когда православные организации раздавали листовки и приглашения стоящим в очереди людям на различные православные мероприятия. Предлагают стоящим в очереди как-нибудь, в соответствии с расписанием, посетить православный лекторий, группы по изучению Священного Писания, вместе с волонтерами посетить больницы или приют, прийти на творческие встречи и т.д. и т.п. Раздаются тысячи листовок. Юноши и девушки, раздающие листовки, активно отвечают на вопросы. В результате, как это не больно признать, ни один человек «из очереди» не приходит на предлагаемые мероприятия.
рs: вчера узнала, что одна из городских турфирм предлагает за 600 руб. поездку на автобусе к Поясу Пресвятой Богородицы. Оказывается, организованным паломникам гарантируется лишь двухчасовая очередь, а не общая! И тут все решают деньги! Несколько моих коллег уже отпросились и приобрели "путевки", я же считаю, что паломничество должно быть индивидуальное, а не походить на культпоездку в цирк или театр...
Поток паломников, желающих приложиться в храме Христа Спасителя к Поясу пресвятой Богородицы, не иссякает, наоборот, становясь все многолюднее. Вчера, между тем, прохождение очереди к святыне было ускорено в три раза. Это стало возможно благодаря уставленной арке, на которую поднят ковчег со святыней, под ней единовременно проходят три человека.
Проходящие по возможности прикладываются или дотрагиваются до арки, а также прикладывают принесенные образа. Скорее всего, такое поклонение будет сохранено до воскресенья, когда пояс покинет столицу.
Москва в эти дни разделилась на тех, кто пошел поклониться Поясу Пресвятой Богородицы, и на тех, кто обсуждает феномен очереди к храму Христа Спасителя на работе, на кухне или в ЖЖ. По данным городского Оперативного штаба по обеспечению порядка, во время пребывания в Москве Пояса пресвятой богородицы количество паломников, прошедших к святыне в храм Христа Спасителя на 24 ноября, составило 407 350 человек.
"Сегодня в Москву прибыло 732 автобуса с людьми из других регионов России. Обогреваются паломники в 195 автобусах, припаркованных в районе храма", - уточнили в штабе, добавив, что на обогрев работают 21 передвижная электростанция.
По данным штаба, сейчас на месте работают 103 пункта питания, в том числе 16 полевых кухонь, 13 чайных столов, 3 автомашины, приспособленные под мобильный объект общественного питания и около 70 павильонов мелкорозничной торговли. Оперативному штабу активно помогают 490 волонтеров общественного движения "Доброволец Центрального округа Москвы".
Добровольцы работают на пунктах выдачи гречневой каши и горячего чая. Кроме того, с 18 до 24 часов возле Храма и прилегающих к нему территориях будут работать волонтеры столичного департамента семейной и молодежной политики. Они также будут обеспечивать людей горячим чаем и кашей, оказывать психологическую помощь и помогать сотрудникам полиции и МЧС.
В месте очереди к святыне работает также служба социально-психологической помощи. "Всего было 66 обращений от людей, стоящих в очереди. Всем оказана помощь", - уточнили в штабе.
Возле Храма также дежурит 23 бригады скорой помощи. "К врачам с 19 ноября обращалось 750 человек. В основном это жалобы, касающиеся хронических заболеваний. Госпитализировано 76 человек", - уточнили в штабе, добавив, что "переохлаждений не зафиксировано, амбулаторная помощь оказана 454 паломникам".
Для людей, желающих поклонится святыне, предоставлено 25 автобусов, которые курсируют от Храма к железнодорожным вокзалам в ночное время.
Пояс пресвятой Богородицы можно увидеть в храме Христа Спасителя до девяти вечера 27 ноября. Но еще неделю после этого в храме можно будет получить освященные от святыни небольшие пояски-ленточки. По преданию, православная реликвия имеет целительную силу. Однако не меньшая по силе святыня – частица ризы Богородицы, постоянно находится в Храме Христа Спасителя и поклониться ей можно в любое удобное время.
Представители Русской православной церкви напоминают людям также о том, что и частички пояса Богородицы хранятся и сразу в нескольких столичных и подмосковных храмах, причем, находятся они там постоянно. В частности, в Троице-Сергиевой лавре.
Часть пояса пресвятой богородицы, который привезен в столицу со священной горы Афон монахами Ватопедского монастыря, постоянно хранится и в московском храме Илии Пророка "Обыденного", находящемся менее чем в 500 метрах от Храма Христа Спасителя.
Я отношусь к категории тех, кто обсуждает эту тему с коллегами на работе, причем накал страстей пришелся именно на сегодня! Тем более, что у каждого на сей счет свое мнение. Очень интересно было читать комментарии тех, кто уже в очереди отстоял. Кому интересно, что творится в Москве с паломниками, предлагаю ссылку (комментарии - внизу страницы) - http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_2151_23/#comments На этой же страничке размещен документальный фильм Аркадия Мамонтова "Пояс Богородицы"!
Дата: Понедельник, 26.12.2011, 05:48 | Сообщение # 99
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
Как рассказать детям о Боге?
Часто взрослые не готовы беседовать на религиозную тему с детьми. Хотя все окружающее нас пространство насыщено культовыми символами – живопись, памятники архитектуры, литература, музыка. Обходя божественные темы, самим того не подозревая, вы отнимаете у ребёнка возможность узнать о культурном и духовном опыте, что накопило человечество за все периоды своего существования. Вы должны помнить, что детская вера базируется на доверии ребёнка к любому человеку. Малыш начинает верить в Бога, лишь потому, что в него верит мама, папа или бабушка с дедушкой. Именно на этом доверии основывается собственная вера малыша, а уже из этой веры берёт начало его собственная духовная жизнь, базовая основа для любой веры.
Несколько правил, как рассказать детям о Боге.
1. Начиная свой рассказ детям о Боге, не старайтесь юлить или чего-то не договаривать.
Дети по своей природе очень проницательны, поэтому сразу прочувствуют фальшь в вашей речи, что будет препятствовать его личностному развитию и дальнейшему доверию к вам. Советуем сразу не скрывать своё отношение к теме религии. В этом разговоре избегайте категоричности. Просто постарайтесь передать ребёнку всё то, чем сами обладаете и каким канонам придерживаетесь.
2. Не зависимо от вашей веры исповедания или полного атеизма объясните детям, что нет плохих или хороших религий.
Дитё не должно чувствовать, что вы его переубеждаете в чем либо. Выбор веры или атеизм – волеизъявление лично человека, даже если он совсем кроха.
3. В своём рассказе вы должны рассказать, что Бог сотворил людей для счастья, и главное в его учении: любить друг друга.
Если есть у вас в доме библия расскажите детям, что её Бог написал через своих учеников, пророков. В этой книге он изложил правила, которые следует соблюдать на протяжении всей жизни. Прочитайте десять заповедей, и спросите, как он их понимает, в случае затруднения помогите ему. Эту информацию можно начинать преподносить ребёнку уже с 4-5 лет. Ребёнок на удивление легко воспринимает всевозможные идеи существования Бога. Детский интерес в это время носит предметный характер.
4. Следующее, что вы должны рассказать детям: Бог есть везде и нигде, в его силах знать и сделать всё.
Эта информация детям о Боге, хорошо воспримется в возрасте 5-7 лет. В это время их интересуют вопросы, где он находился до того момента как мама его родила, и куда люди уходят после смерти.
5. В возрасте от 7 до 11 лет дети готовы воспринять смысл и таинство религиозных норм и обрядов.
Можете взять с собой ребёнка во время похода (???) в церковь, там он визуально может увидеть и запомнить всё вами сказанное. Расскажите, почему люди соблюдают пост перед Пасхой, с чем связан этот праздник. Полезно также будет рассказать детям про Рождество и ангелов, которые сопровождают. Вообще считается, что дети в этом возрасте наиболее легко воспринимают рассказы об Иисусе Христе, об евангельских повествованиях, о поклонении волхвов, о детстве Христовом, про встречу Младенца со старцем Семионом, о Его чудесах, о бегстве в Египет, о благословении детей и исцелении тяжело больных. Можете купить детскую библию, она специально адаптирована для самых маленьких.
6. В начале подросткового периода, с 10 – ти, а у некоторых с 15 лет сознание детей готово к пониманию духовного содержания любой религии.
Именно подросток уже способный понять, что Бог – создание справедливое, и любит каждого, независимо от его образа жизни и состояния души. Бог существует вне понятия времени и пространства, он есть всегда и всюду.
7. Немало важным остаётся научить ребёнка обращаться к Богу.
Выучите с ним основный молитвы «Отче наш», «Святые помощи» и др. Как известно молитва имеет психологическое влияние и значение, она обучает навыкам рефлексии, стимулирует к подведению итогов за прошедший день. Кроме того молитва приводит к осознанию своих чувств, желаний, эмоций, вселяет надежду и уверенность в завтрашнем дне.
Ребёнок, познав о Боге и религии в целом, может сознательно сделать что – нибудь, при этом он сможет разделять добро и зло, испытывать чувство раскаяния и сожаления. Он может обратиться к Богу за помощью в сложную для него минуту. И наконец, дети становятся способными задумываться о природе и её законах, про окружающую нас среду.
Дата: Пятница, 02.03.2012, 06:12 | Сообщение # 100
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
Традиция христианского поста
Чем отличается пост в разных христианских конфессиях? Насколько важно ограничение в пище, и в чём ещё следует ограничивать себя? Рассказывает Павел Левушкан, главный редактор портала Baznica.info
Дата: Суббота, 03.03.2012, 09:47 | Сообщение # 101
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
Великий пост в XXI веке
В Москве сегодня модно ходить на митинги и обсуждать меню Великого поста. Ничем, ну совсем ничем такие разговоры не отличаются от обсуждения …ну, например, диеты по группе крови. Но, говоря по совести, разве это имеет отношение собственно к вере? Нет. К диете? Сомнительно. К жизни? Раве что – хипстеров.
Великий пост – это время, когда Еда уходит на второй план. И это правда. А что заполняет собой передний план бытия?
Воздержание, или пост, появился раньше, чем все современные религии. Язычество знало посты перед посвящением в члены племени подростков, мастера постились перед строительством кораблей или началом работы над мечом, девушки – перед посвящением Богине.
В современных религиях пост – время борьбы со страстями, время принесения жертвы, молитвы, покаяний, размышлений. В разных течениях христианства пост выглядит по-разному. Он может ограничивать определенные продукты, а может не иметь ограничений в пище.
Слово «пост» произошло от греческого «апастия», что означает именно воздержание от пищи.
На Руси православный пост появился после Крещения в 988 году с образованием первых христианских монастырей. Его длительность — 40 дней, столько времени Иисус провёл в пустыне, постясь и размышляя, в то время как его пытался соблазнить дьявол. Вот и считается, что и православным в эти дни полагается поститься и вести внутреннюю борьбу с Сатаной.
Нужно сказать, что ограничения в пище накапливались с веками. Сначала просто еда откладывалась на вечер. Потом стали добавляться и ограничения в продуктах — запрет на мясо, молоко и т.д. В первую и последнюю неделю пост самый строгий.
У католиков разграничивают «пост» и «воздержание». Воздержание от мяса рекомендуется во все пятницы Великого поста. Строгий пост соблюдают в первый день — Пепельную среду, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Страстную пятницу. Строгий пост — это когда запрещено мясо, а есть досыта можно только один раз в день. Во все остальные дни поста ограничений в пище нет — следует совершать благие дела, отказываться от развлечений и усиленно молиться. Главное, как призвал с началом поста всех католиков папа римский Бенедикт XVI, «устранить всё, что отвлекает дух».
Легче всего поститься протестанту, особенно – лютеранину. У них всего два поста: Адвент (аналог Рождественского поста) и Великий пост. Но, даже в это время запрета на мясоедение нет. Рекомендуется лишь «умеренная еда» и благочестивая жизнь.
Протестанты, тем не менее, часто держат собственный пост – в то время, когда видят в этом необходимость — например, при болезнях, в трудных ситуациях, перед серьёзными событиями или принятием ответственного решения. Обычно эти посты длятся не дольше трёх дней, однако они вполне серьёзные — с полным воздержанием от еды.
Как известно, и века ранее, и сейчас, в монастырях мясо не едят вообще, даже в скоромные дни. В пост же принято питаться совсем скудно. Есть понятия «сухоядения» (пища не подвергается тепловой обработке), полный отказ от пищи, просто постные дни.
У мирян пост гораздо более мягкий. Нельзя пищу животного происхождения, зато можно растительное масло и морепродукты (они не относятся ни к мясу, ни к рыбе). Есть послабления для больных, беременных женщин, престарелых и детей. В православной церкви вообще не поощряется пост для детей, не достигших 7 лет и не принявших первое причастие.
"Что такое пост? Это посильная и добровольная жертва Богу. Делание духовное. Инструмент духовного совершенствования, который служит человеку, стремящемуся доказать свою любовь к Богу. Задача поста – очищение и покаяние. И так называемая «диетическая» составляющая здесь – далеко не самая важная. Во время поста главное – не есть друг друга, все остальные каноны (отказ от мяса, развлечений и прочее) – вторичны. Безусловно, для современного человека пост, это – стресс. В этот момент происходит внутренняя борьба с нашими бесами, которые совсем не хотят уступать. И человек, отказывающийся от страстей, ему близких, тоже вступает в борьбу: с самим собой, со своими привычками, своим окружением иногда. Но церковь при этом никогда не настаивает на «букве закона»: ведь пост для всех разный. У монахов он - строгий, у мирян - более мягкий, у больных, беременных женщин и маленьких детей – щадящий. Поскольку пост в первую очередь деяние духовное, посоветуйтесь со священником."
Религиозные каноны создавались в соответствии с жизнью человека сотни лет назад. А мы понимаем, что темпы развития цивилизации тогда были неизмеримо более медленными, чем в последние 100-50 лет.
Самый очевидный пример: сто и более лет назад самое «горячее» время – лето. Это время работы на полях, путешествий, строительства. Зима – время отдыха и накопления «жирка» за счет запасов продуктов и свободного времени.
Сейчас же все наоборот. У абсолютного большинства наших современников отдых запланирован на лето. Следовательно, к началу Великого поста он приходит, в основном, уже израсходовавшим свой запас сил, приходит уже уставший. К тому же ограничивать себя человек уже разучился, в нашем-то мире потребления. А тут такой стресс!
И вот многие, кто с энтузиазмом начинают поститься, собирают рецепты, обсуждают в Твиттере, Фейсбуке и ВК свои намерения … через неделю ослабевают. Становятся раздражительными, уставшими. Что может здесь помочь? Да только человек сам себе.
Хочешь принести жертву – приноси и не жалей. Не можешь по максимуму – приноси то, что выдержишь.
В поисках ответа на вопрос: как соблюдает пост современный человек, я залезла в англо-ирландскую часть Фейсбука. Сколько интересного я там нашла! Одна молодая ирландка с гордостью рассказывала, что в ее семье принято на время поста отказываться от самого любимого: она перестает есть белый шоколад, брат – выходить в Твиттер (на целую неделю!!!), папа – поедать любимые стейки, мама – смотреть сериалы.
Дата: Вторник, 20.03.2012, 06:10 | Сообщение # 102
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
Сделка с небесами
Вступая в альянс, российские религиозные и светские власти совершают ошибку: повлиять на политические предпочтения граждан церковным авторитетом трудно, зато можно потерять этот авторитет в глазах паствы.
На прошедших выборах Владимир Путин получил поддержку от лидеров практически всех российских религий и конфессий. Православные, протестантские и католические епископы, а также главные муфтии, раввины и ламы единодушно решили, что именно этот кандидат предоставит подведомственным им религиям все возможности для дальнейшего процветания.
Церковная собственность возвращается прежним владельцам, не без помощи государства строятся новые храмы и мечети, религия приходит в школу, армию, СМИ. Больше всех выигрывает православие, но не в накладе и другие религии. Радуются раввины: государственный антисемитизм, похоже, отходит в прошлое. Протестантские пасторы надеются, что власть вот-вот признает их паству за полноценных христиан. И даже робкие католические прелаты рассчитывают на поблажки. Все они уверены: власть в России всесильна, дружить с ней крайне выгодно. В. В. Путин был и остается живым воплощением этой власти. Ждать осталось недолго.
Заключая альянс с победившей властью, религиозное начальство преследует совершенно прагматические цели. Но ровно так же поступает и власть.
Кто лучше религии подставит плечо, когда пошатнулась легитимность? Недовольное население предъявляет власть имущим все новые претензии, число которых растет как снежный ком. Самое время напомнить людям, что «власть от Бога». Глядишь, и успокоятся.
Между тем, заключая между собой подобную сделку, церковные и светские власти совершают серьезную ошибку. Они явно не отдают себе отчет в том, как меняются представления верующих о религиозном авторитете. На Западе это обычно связывают с упадком веры. Нынче все по-другому. Но дело не столько в упадке веры, сколько в том, что верить начинают в иные вещи. Сейчас многие европейцы на вопрос о религии по-прежнему отвечают: католик, протестант, иудей. Но затем выясняется, что в церковь, кирху или синагогу они ходят крайне редко, по большим праздникам. И отождествляют себя с тем или иным вероисповеданием по национальному или культурному признаку. Главной для них оказывается вера именно в эти ценности, а не прежняя, в бога. К его официальным представителям они могут и прислушаться, но слепо им подчиняться совсем не готовы.
Как только ни пытается папа римский навязать пастве свое негативное отношение к противозачаточным средствам. Его усилия бесплодны: социологи выяснили, что контрацепцией пользуется подавляющее число католичек. Культурная ценность свободы выбора оказывается для них выше религиозной ценности святости жизни. Авторитет культуры побеждает авторитет главы официальной церкви.
Не надо думать, что эти процессы ограничиваются Европой и не затрагивают Россию. Как бы не так. Социологические исследования показывают, что из тех, кто называют себя православными, мусульманами или иудеями, церковь, мечеть или синагогу регулярно посещают совсем немногие.
Вывод напрашивается сам собой. Прагматический альянс светских и религиозных властей в России не принесет первым ожидаемой пользы. А вот вторым он способен еще и причинить изрядный вред. Дело в том, что наиболее образованная и молодая часть отечественных верующих не проявляет большой любви к путинскому режиму. Это явствует из опросов участников митингов за честные выборы и других оппозиционных инициатив. Те из них, кто причисляют себя к верующим, как правило, не одобряют безоговорочной поддержки, которую главы их религий и конфессий оказывают нынешней власти вообще и Путину в частности. Они не могут понять, как можно поддерживать режим, грабящий собственный народ и попирающий элементарные представления о политической честности.
Их ответы проникнуты моральным пафосом и именно поэтому представляют серьезную опасность для церковного официоза. Если недовольство властью продолжит расти (а это весьма вероятно), претензии к ней будут автоматически переноситься на ее ближайшего союзника — власть церковную. Более того, их ряды начнут редеть. Не исключено, что быстрее, чем в Европе. Однажды такое уже случалось.
Кто же тогда воспользуется плодами удачной сделки, которую заключили российские религиозные деятели с Путиным? Кому учителя будут рассказывать о православной культуре? Кого будут наставлять армейские капелланы? И кто будет приходить на службы в подновленные старые и отстроенные заново храмы?
Дата: Вторник, 20.03.2012, 09:34 | Сообщение # 103
Конченый Капучинщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 1329
Статус: Отсутствует
как и при царизме церковь становится все более светским институтом.
посмотришь так на историю и понимаешь, что только в периоды гонений появляется вера и все к чему стремится человек. а когда священослужители целуются с властью у людей все больше сомнений и разочарований. церковь сильна когда противостоит власти своею мощью.
Сообщение отредактировал zmeyka - Вторник, 20.03.2012, 09:38
Дата: Вторник, 20.03.2012, 19:42 | Сообщение # 104
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
мое мнение: церковь всегда должна оставаться аполитичной! Нести народу библейские заповеди и поменьше думать о своей выгоде. Не зря же она была отделена от государства!
Дата: Вторник, 27.03.2012, 06:44 | Сообщение # 105
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
Активистки из Pussy Riot решили поспорить с Патриархом Кириллом
Quote
Группа Pussy Riot, созданная в октябре 2011 года, известна своими скандальными акциями. Девушки провели серию выступлений, посвященных выборам в Госдуму 4 декабря. 14 декабря они выступили у спецприемника, где содержались задержанные представители оппозиции. 20 января группа провела несанкционированный концерт на Красной площади, после которого участниц задержали и оштрафовали.
21 февраля группа провела свою акцию в храме Христа Спасителя. Девушки, как всегда одетые в яркие платья и скрывающие лица под масками, попытались устроить импровизированный концерт прямо у алтаря храма. Их вывели из храма, но сразу не задержали. Уже позже полиция установила личности нарушительниц и возбудила уголовное дело по статье 213 УК РФ (хулиганство). Задержаны были три участницы группы: Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Санцевич. Все три девушки были арестованы до 24 апреля.
Участницы скандально известной феминистской панк-группы Pussy Riot вступили в полемику с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Ответ Патриарху участницы группы опубликовали в своем блоге.
Накануне глава Русской православной церкви выступил с проповедью, в которой упомянул о так называемом "панк-молебне" – акции, которую Pussy Riot провели в храме Христа Спасителя.
Однако девушки из Pussy Riot отмечают: их акция и была горячей и искренней молитвой. А молитва не может быть глумлением и святотатством, в какой бы форме она ни происходила, утверждают они.
"Потому нельзя говорить, что мы оскверняли святыню, что мы глумились над святыней", – пишут представительницы Pussy Riot в своем блоге.
"Вы говорите, что мы верим в пропаганду, в СМИ, в ложь и клевету, в деньги и оружие – но ничего этого и в помине нет у нас, – обращаются они к Патриарху. – Мы верим, вопреки тому, в чем вы убеждали паству во время проповеди, только в силу молитвы, только в силу искусства, только в силу слов, только в силу любви наших друзей и близких, потому что больше нам не во что верить, и ничего большего наших молитв и песен у нас нет".
Участницы панк-группы также отмечают, что были очень опечалены тем, что Патриарх "позволили Церкви стать орудием в грязных предвыборных интригах". С этим и связано упоминание главы РПЦ в "панк-молебне", поясняют они. И уверяют: "Мы еще тридцать тысяч раз расскажем миру, что наша молитва не могла быть "глумлением над великими святынями", потому что в защиту святынь нашей земли мы и молились Богородице".
Quote
Ответ и послание группы Pussy Riot Предстоятелю Русской Церкви:
"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5:10)
Cвятейший Патриарх!
Горячая и искренняя молитва не может быть глумлением и святотатством - в какой бы форме она ни происходила, а потому нельзя говорить, что мы оскверняли святыню, что мы глумились над святыней.
Нас терзают подозрения в том, что святыня, которую вы считаете оскверненной, в ваших помыслах неразрывно связана с Путиным, который, по вашим словам, вернул ее Церкви. И потому молитву Богородице с просьбой прогнать того, кто ежедневными своими действиями оскверняет самые светлые идеалы человеческой жизни в России и все возможные заповеди православной веры, вы восприняли как глумление над святыней.
В молитве упомянуты и вы, потому что мы, равно как и миллионы христиан, были тяжело опечалены тем, что вы позволили Церкви стать орудием в грязных предвыборных интригах, призвали верующих отдать свой голос за человека, поступки которого бесконечно далеки от Божией Правды. Нельзя верить в царя земного, если его деяния противоречат тем ценностям, ради которых Царь Небесный был распят на кресте. "Нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит", - как сказано у Пушкина.
Вы бесконечно не правы, утверждая в своей проповеди, что мы не верим в силу молитвы - потому как, не веря в силу молитвы и слов, не стали бы мы так отчаянно и горячо молиться в храме, предчувствуя какие суровые гонения может обрушить на нас и наших близких весь репрессивный аппарат земной власти, который только и ждал подобюающего момента, чтобы отомстить нашей группе за жесткую гражданскую позицию. Сила и правда нашей молитвы оскорбила не верующих, ведь чувства подлинно верующего человека, равно как и чувства Христа, слишком глубоки и всеобъемлющи, исполнены слишком большой любовью, чтобы их можно было оскорбить. Наша молитва оскорбила только Путина и его опричников и теперь три женщины брошены в тюрьму, матери отняты у маленьких детей, а с чиновных верхов раздаются ежедневные призывы продолжить аресты и наказания. Не верующим - но Путину нужно держать женщин в тюрьме, разделяя и властвуя.
Вы говорите, что мы верим в пропаганду, в СМИ, в ложь и клевету, в деньги и оружие - но ничего этого и в помине нет у нас, как нет у нас и веры в эти сущности, с которыми сегодня тождественна власть того царя Ирода, за которого вы призывали голосовать и молиться, с именем которого вы связываете процветание русской земли. Всепроникающая и лживая пропаганда на государственном телевидении сперва вырвала у народа победу для Путина, а теперь при помощи откровенной неправды очерняет оппозицию и пытается хоть кого-то уверить в том, что девушек с маленькими детьми "за нарушение храмовых законов" необходимо содержать в крепости под стражей. Так на чьей стороне пропаганда, СМИ, ложь и клевета? На чьей стороне вера в деньги? На стороне ли солисток Pussy Riot, чья жизнь близка к аскетизму, необходимому для всякого творческого осмысления? Или же вера в деньги на стороне тех, кто возвел небывалую государственную роскошь в канон поведения для любого высокопоставленного мужа? У кого вера в оружие? Не у тех ли, кто призывает к смертоубийству во имя религиозных чувств? Не на стороне ли тех, кто 3 марта с криками и оружием наголо командовал облавой, во время которой десятки вооруженных мужчин были брошены на задержание двух женщин, подозреваемых в том, что они в храме громко просили Богородицу прогнать Путина?
Мы верим, вопреки тому в чем вы убеждали паству во время проповеди, только в силу молитвы, только в силу искусства, только в силу слов, только в силу любви наших друзей и близких - потому что больше нам не во что верить и ничего большего наших молитв и песен у нас нет. Те, кто кинул трех женщин в темницу и те, кто требует продолжения репрессий, дальнейших арестов и уголовных дел - за ними, да, все те сущности, о которых вы упомнянули - за ними деньги, оружие, ложь, клевета, СМИ и пропаганда. За нами же стоит только жгучее желание донести до людей нашу правду.
Мы будем молиться за тех, кто желает Надежде, Марии и Катерине и всем нам многих лет тюрьмы и мучений. Мы не верим, что в сегодняшнем мире можно оставаться христианином и требовать тюрьмы и свирепого наказания для тех, чья молитва звучит иначе и возносится в неканоническом месте. Нас восхищает гуманность и толерантность Иисуса, его способность спасать и возвышать человека - и к этому идеалу нам всем следует стремиться, вне зависимости от нашей веры. Ведь даже самый закоренелый атеист не может не признавать колоссальный вклад в человеческую этику, принесенный учением Христа. Что бы сказал Христос, узнав, что некоторые люди, называющие себя Его последователями, не возражали, когда в день, означенный как Прощеное Воскресение, путинские опричники открыли уголовное дело, согласно которому молитва - тяжкое преступление? Что бы сказал Христос, узнав, что во дни печальные Великого поста некоторые христиане радуются тому, что 3 женщины за молитву заточены в ужасную тюрьму?
Мы еще тридцать тысяч раз расскажем миру, что наша молитва не могла быть "глумлением над великими святынями", потому что в защиту святынь нашей земли мы и молились Богородице. Мы молились, чтобы Богородица дала смелость и силы нашему народу прогнать царя Ирода и его слуг и, прогнав его, устроить свою жизнь по человеческой совести.