Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха» Появление на 11-й выставке ТПХВ этой картины Крамского, в которой мы привыкли видеть воплощенный образ женственности, сопровождалось почти скандалом. Подлил масла в огонь и сам автор, назвав ее именно так - «Неизвестная» (в «бытовом» сознании прижилось другое ее название - «Незнакомка»). Он словно загадал загадку, которую публика и принялась со страстью разгадывать. В конце концов, большинство сошлось на том, что Крамской изобразил в своей работе «даму полусвета» -а если говорить яснее, богатую содержанку. В. Стасов придумал и хлесткое определение - «Кокотка в коляске». И сколько бы с этим впоследствии ни спорили адепты «высокой женственности», Стасов, похоже, отгадал загадку Крамского.
Дело в том, что позже стал известен этюд к картине, и на нем характерная вульгарность модели не оставляет сомнений в том, чем она занимается в жизни. Но важно ли это сейчас! Устоявшиеся интерпретации произведений искусства зачастую не имеют ничего общего с авторскими замыслами. Что-то подобное произошло и с «Неизвестной». Русская приверженность % литературным аллюзиям сделала сначала ее Настасьей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом - Анной Карениной, потом - блоков-ской Незнакомкой, а потом и вовсе - воплощением женственности. Любопытно, что П. Третьяков не захотел покупать эту работу. В собрании Третьяковки она появилась лишь в 1925 году-в результате национализации частных коллекций. belive in the dream
Дело в том, что позже стал известен этюд к картине, и на нем характерная вульгарность модели не оставляет сомнений в том, чем она занимается в жизни.
Ну правильно. А где вы видели, чтобы натурщицами работали барышни из высшего света? Однако какие разные у всех художников картины получались! Красивые, а не пошлые...
Neodin, я одиночества не вижу совсем. Я вижу высокомерие. Сережа, может ты желаемое выдаешь за действительное? По каким признакам сложилось твое ощущение незнакомки?
Взгляд, самодостаточные и имеющие своего мужчину женщины, никогда не смотрят так внимательно-требовательно
Neodin, ты говоришь, скорее про свободную женщину, а не про одинокую! У одинокой женщины - тоскливые глаза просящей собаки, у свободной - блуждающие в поиске добычи. Чтобы прочувствовать разницу, приведу цитату из фильма "Москва слезам не верит", разговор главных героев в электриче:
- Я даже могу сказать, что вы, например, не замужем. - Если я не ношу обручального кольца, это ещё ни о чём не говорит. - Да даже если бы вы носили три обручальных кольца, вы всё равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины.
(У главной героини, напомню, был любовник).
Сережа, то, что для тебя внимательно-тебовательно, для меня все равно выглядит высокомерно!
Ада-Ангел, ...я сейчас скажу фразу и прошу ради Бога, не интерпретировать ее, как нечто негативное по отношениям к женщине, так вот, я все же настаиваю на своем. потому что женщины бывают разные одни из них как "принцессы" другие как "кухарки". так вот самодостаточность и гордость присущи принцессам а удовлетворение чем придется- кухаркам....может грубо прозвучало но думаю достаточно образно и доходчиво... belive in the dream
Neodin, все понятно Непонятно только кто на картине изображен: принцесса или кухарка?...)) Ты, вероятно, думаешь, что принцесса, да? Я сужу по твоему объяснению и делаю вывод, что кухарка! Подсуетилась вовремя, быстренько нашла себе обеспеченного мужчину, который может ее содержать, но не может предложить ей руку и сердце. Вот и сидит в карете с таким (спорным) взглядом, вся такая-растакая, но с пустующим возле нее местом...
ps: фантазируем себе невесть знамо что, а картина - это визуальное искусство, не нуждающееся в наших психологических суждениях)))
Дата: Воскресенье, 14.10.2012, 21:29 | Сообщение # 87
Ценитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Статус: Отсутствует
Ада-Ангел, Ну да, правда сейчас он не пишет- ему уже 86 лет а так картин было много, к сожалению моя бывшая пораздарила почти все. Он писал и пейзажи, и копировал картины, и портреты..
Иероним Босх (1450—1516) - великий нидерландский живописец.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх известен своими многофигурными композициями-картинами на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов”, “Корабль дураков”). Он сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений" (нажмите на фото для просмотра)
Такое не приснится даже в самом кошмарном сне и не придумается! Очень хочется посмотреть оригинальные картины Босха, и чтобы кто-нибудь объяснил истинную символику и замысел художника... У нас в российских музеях, к сожалению, его картин нет.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени.
Прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.
Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.
Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»
Сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола. В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду. Центральная часть картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Центральная сцена — совершение черной мессы — одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношерстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в черном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси). Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображенный на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки. Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывет безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.
Дата: Понедельник, 10.12.2012, 06:37 | Сообщение # 90
Конченый Капучинщик
Группа: Хозяйка Чашки
Сообщений: 11946
Статус: Отсутствует
милена, а мне пейзажи и натюрморты не очень интересны, я люблю заумные картины и необычный взгляд художника на окружающий нас мир...)))
Первое мое знакомство с Босхом началось вот с этой картины:
"Извлечение камней глупости", 1475-1480, Музей Прадо, Мадрид
Сначала услышала по ТВ занимательное название, потом захотелось посмотреть, что за ним стоит!
На картине «Извлечение камней глупости» Босхом изображена средневековая операция - удаление камня безумия из головы сумасшедшего. Сцена исцеления глупости украшала столовую епископа утрехтского в 1524 году. Дошедшая до нас картина - меньшего формата. На ней, кстати, изображен цветок, а не камень. Речь идет, по-видимому, о том, что оба свидетеля операции, монах и монахиня, отпускают грехи шарлатану, оперирующему глупца по имени Лубберт. Его уверяют в том, что извлекается камень, в то время как это цветок. Более того, цветок этот - тюльпан, что значило "деньги" на простонародном жаргоне, то есть его откровенно обирают. Собственно, картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия (в частности - сухого соцветия), посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом.