Суми-э : старинная японская техника рисунка тушью (суйбокуга). На самом деле техника суми-э возникла вовсе не в Японии. Этот стиль был частью буддийского монастырского ритуала – так же, как, собственно, икебана и каллиграфия. А появились эти виды искусства в Китае, и лишь в 14 веке были привезены в Японию монахами. Однако эти техники настолько прижились в Стране Восходящего Солнца, что сегодня считаются чем-то традиционно японским.
Разумеется, сначала сюжеты суми-э (так же, как и каллиграфически надписи на свитках) носили исключительно религиозный характер. Однако постепенно появлялись новые направления. Прежде всего, ландшафты.
Поначалу японские художники копировали работы китайских мастеров – на их рисунках мы видим горы и глубокие вершины, не характерные для островного пейзажа. Однако затем японская техника суми-э приобрела присущие только ей черты. В эпоху Эдо на свитках с трехстишиями хайку можно встретить изображения растений и природы. У каждого из них был символический смысл. Например, хризантема олицетворяла благородство, слива – терпение и стойкость, бамбук – гармонию между силой, стойкостью и гибкостью, а орхидея была воплощением женских качеств. Кстати, эти четыре рисунка в технике суми-э имеют не только такое значение. Они называются «четыре благородных господина» и олицетворяют смену времен года. Хризантема - это поздняя осень, воплощение безупречной белизны первого снега. Слива, которая в Японии цветет в январе – это символ зимы. Бамбук символизирует лето, а японская орхидея – это красота и нежность весны в горах.
Традиционно суми-э – это монохромная акварель, здесь присутствуют только два цвета, белый и черный. Однако эта цветовая палитра обладает множеством оттенков и полутонов, которые открывают практически безграничные просторы для творчества. Впрочем, иногда в суми-э могут использоваться и другие краски, но они наносятся почти прозрачными мазками и как бы подчиняются более строгим и четким линиям, проведенным тушью.
Живопись в технике суми-э не требует ни особого таланта, ни владения академическим европейским рисунком, ни чувства перспективы (наоборот, чем дальше от наблюдателя расположен предмет, тем светлее он должен быть нарисован).
Для живописи суми-э используют специальные кисточки и тушь. Кисточка нужна с мягким длинным ворсом (4-5 см). Держат ее так же, как и палочки для еды – вертикально. Особая форма кисточки позволяет проводить линии разной толщины. Впрочем, это умение вырабатывается только тренировками, поскольку для того, чтобы добиться нужного эффекта в разбавленную тушь макают различные части кисточки.
Тушь для суми-э также используется особая – твердая, в брусках. Делается она из сажи хвойных деревьев. И, конечно, для этой техники нужна особая рисовая бумага – она достаточно тонкая и помогает добиться нужного эффекта.